Представьте, что вы управляете небольшой компанией и проводите собеседование на должность руководителя отдела продаж. У кандидата прекрасное образование, внушительный опыт работы и отличные характеристики от предыдущих работодателей. Он отвечает на все вопросы чётко и уверенно. Вам достаточно данных, чтобы принять на работу такого соискателя?
Предположим, вы решили, что информации достаточно. Но спустя месяц вы замечаете, что показатели продаж падают, эмоциональная обстановка в отделе нестабильна, а число конфликтов растёт. Почему так происходит? Может быть, оценка кандидата была неполной?
Не допустить такой ситуации поможет тестирование персонала. Оно повысит производительность в компании, замотивирует команду и поможет снизить риски во время найма. С помощью результатов оценки можно выявить, кто из сотрудников готов к повышению в должности, а кому требуется дополнительное обучение.
В статье мы детально разобрали, как составить и провести тесты для сотрудников компании. После прочтения вы будете знать:
Прежде чем перейти к составлению тестов, предлагаем разобрать их типологию. Рассмотрим, какие они бывают и какие выбрать в конкретном случае.
Существует множество методов тестирования персонала, каждый из них решает определённую задачу. Например, для проверки стрессоустойчивости подойдут кейсовые задания или деловые игры. Чтобы оценить уровень профессиональной подготовки, можно использовать стандартные тесты с закрытыми и открытыми вопросами.
Мы разделили типы тестирования на 2 блока. Разберём каждый из них подробнее.
Цели тестирования зависят от конкретных задач компании. В зависимости от них выделяют следующие виды:
Ещё один вариант типологии — по форме вопроса. Давайте разберём задания, которые встречаются чаще остальных.
Также есть задания, которые сложно классифицировать по конкретному признаку. Поэтому мы выделили их в отдельную группу. К ним относятся:
Эффективность тестирования напрямую зависит от качества подготовки. Этот этап включает в себя четыре последовательных шага. Поговорим о каждом из них подробно.
В первую очередь надо определить цель оценки персонала. Глобально цели тестирования можно разделить на два блока — решить задачи компании и помочь лично сотруднику. В первом случае результатами тестирования больше заинтересовано руководство.
Например, руководитель отдела продаж думает об оптимизации кадрового резерва, о повышении или сокращении персонала. Цель тестирования — понять, соответствуют ли специалисты должности и решить кадровые вопросы.
Оценка сотрудников также необходима руководителю после обучения, чтобы принять решение о дальнейшем участии в тренингах. Помимо этого, многие компании используют тесты для найма во время собеседования, чтобы выбрать нужного человека на должность.
Для сотрудника тестирование — это шанс увидеть свои сильные и слабые стороны, оценить знания, поработать с мотивацией. Важно помочь специалисту правильно интерпретировать результаты исследований. Любой тест должен стимулировать человека расти профессионально и улучшать личностные качества, а не наоборот.
Например, некоторые компании после тестирования разрабатывают для сотрудника индивидуальный план развития, в рамках которого назначают курсы для самостоятельного изучения. В таком случае цель тестирования — оценить потенциал работника и составить эффективный план его развития.
Частая ошибка компаний, которая приводит к незапланированным расходам, — создавать тесты без учёта целевой аудитории. Понятно, что главным субъектом исследования является сотрудник или соискатель на должность. Однако этой информации для успешной оценки недостаточно.
Важно узнать возраст аудитории, их опыт и текущий уровень знаний по теме, а также условия работы: удалённо, в офисе, «в полях».
Ответы на эти вопросы помогут определить, в каком формате лучше провести оценку, сколько выделить на это времени, понадобится ли обратная связь.
Изучить целевую аудиторию можно несколькими способами:
После того как вы выбрали цели обучения и изучили целевую аудиторию, самое время определиться с форматом. Нужно решить, какой способ организации вам подходит, офлайн или онлайн.
Если хотите провести срез знаний, то лучше использовать закрытые тестовые вопросы. Если хотите, чтобы специалисты потренировались на практике — то тренажёры и кейсовые задания.
Популярные форматы:
Чтобы правильно составить задания, необходимо проанализировать исходные данные: теоретические и практические материалы по теме. Это могут быть лекции, книги, рабочие инструкции, видеоуроки, учебные пособия и презентации.
Консультации с предметными экспертами или более опытными специалистами также могут стать источником полезной информации. Эксперты помогут составить практические задания, кейсы, которые максимально соответствуют реальным ситуациям.
Выбирайте эксперта в зависимости от темы тестирования. Если вы создаёте тесты для проверки знаний сотрудников по теме пожарной безопасности, то лучше привлекать экспертов со стороны. Для кейсовых заданий по продажам информацию могут подсказать квалифицированные специалисты внутри компании с большим опытом по теме.
Когда подготовка полностью завершена, можно переходить к созданию тестов. Это основной и самый объёмный этап оценки персонала, который мы разбили на несколько шагов.
При кажущейся простоте, именно здесь чаще всего встречаются ошибки, которые искажают результаты. Чтобы их избежать, Академия iSpring предлагает пройти практический онлайн-курс «Разработчик электронных курсов». Во время обучения студенты учатся продумывать структуру теста, правильно соотносить с целями обучения и грамотно встраивать задания в онлайн-курс.
Разработка структуры — это процесс создания материалов для проверки знаний и личностных качеств. В первую очередь, нужно определить количество вопросов и их типы.
Количество вопросов зависит от цели тестирования и выбранного типа задания. Главное — не перегружать. Например, тесты для проверки знаний сотрудников после обучающего курса, не должны иметь больше 20-30 заданий и занимать более 20 минут.
Следующий шаг — это выбор типа вопроса. Предлагаем остановиться на самых популярных:
Профессиональные тесты для сотрудников содержат сразу несколько типов вопросов: открытые и закрытые. При таком сочетании рассчитывать на везение и интуицию вряд ли получится. Набрать достаточное количество баллов получится, если действительно разбираться в теме.
Следующий шаг — это выделить тематические блоки. С одной стороны, правильнее, если тест будет разделён на несколько разделов. Тогда сотруднику будет легче сконцентрироваться на каждой теме. Он будет знать, что тест не бесконечный. Рекомендуем ставить не менее трёх вопросов в каждом блоке.
С другой стороны, вопросы вразброс помогают оценить, насколько быстро человек способен переключаться с одной темы на другую. Выбор «делить или не делить» зависит от дисциплины и задач тестирования. Но лучше заранее предупредить человека, есть ли в тесте модули с вопросами.
Выбор последовательности вопросов завершает разработку структуры. В начале тестирования уровень стресса всегда выше, это может искажать результаты. Поэтому начинать тест следует с простых заданий, которые не требуют глубоких знаний по теме или развёрнутых ответов. Если вопросы разделены по тематическим блокам, то внутри них задания также стоит распределить от простого к сложному.
Эффективность тестирования зависит от того, насколько качественно сформулированы вопросы. Если вопросы не понятны, то сотрудники будут полагаться на логику либо отвечать наугад. Разберём несколько советов по созданию вопросов.
Пример: «Как называется специалист, который занимается дизайном сайтов?»
Варианты ответов: веб-дизайнер, вебдизайнер, web-дизайнер и т.д.
Чтобы создавать тесты для сотрудников компании, можно использовать конструкторы и онлайн-платформы. На что нужно обратить внимание при выборе сервиса:
Чтобы упростить работу, рекомендуем интегрировать любую платформу для создания тестов с LMS-системами. Это позволит создать единое информационное пространство, автоматизировать и упростить обучение, тестирование. Участники получат доступ к учебным материалам, заданиям, обратной связи, а авторы смогут назначать дополнительные курсы из LMS.
Ниже рассмотрим несколько сервисов:
Это конструктор для создания курсов и проверки знаний. Созданные с его помощью материалы можно использовать в системе дистанционного обучения любой компании. iSpring Suite работает на базе Microsoft PowerPoint и имеет понятный интерфейс. Если у вас есть хотя бы минимальный опыт в создании презентаций, то работать с платформой вам будет несложно.
Что можно сделать в iSpring Suite?
Созданный тест будет работать на любом устройстве, после того как вы опубликуете его в облако или LMS. Адаптация под разные экраны устройства происходит автоматически. Кроме того, в конструкторе iSpring Suite есть функция предпросмотра, которая позволяет понять, как будет выглядеть тест на разных устройствах.
С помощью iSpring Suite можно создать 14 типов вопросов.
Платформа с готовыми примерами тестов для сотрудников изначально была придумана для школьных педагогов. Сейчас в конструктор добавлены тематические задания, например, по технике безопасности, бухгалтерскому учёту.
Чтобы создать свой тест, нужно выбрать любое задание из библиотеки упражнений, которая разбита по категориям, и перенести в свой аккаунт. Далее можно изменить цвета, шрифт, отредактировать текст и добавить свои картинки.
С помощью LearningApps можно создать следующие интерактивные задания:
Примеры заданий на платформе LearningApps.
Это платформа с интерактивными шаблонами для заданий. Вы можете придумывать собственные задания или брать за основу вопросы других пользователей.
Готовый тест сохраняется на облачном сервисе. Ссылку на него можно дать сотрудникам либо встроить в своё тестирование или обучение.
Сервис имеет собственную систему аналитики. После завершения тестирования автор заданий сможет посмотреть результаты.
Минус платформы в том, что интерфейс не адаптируется под разные форматы. Необходимо продумать заранее, как задания будут выглядеть на разных экранах.
Шаблоны интерактивных заданий WordWall.
Сервис имеет большую библиотеку шаблонов для создания интерактивных заданий. BookWidgets даёт возможность делиться доступом к урокам с другими пользователями. Интерфейс понятный, но перевод на русский язык может быть неточным.
Когда задание готово, автор может скопировать ссылку на него и отправить её ученикам либо создать QR-код для сканирования. Задания можно создавать в удобном формате, а сервис самостоятельно сверстает его под другие экраны.
Примеры интерактивных заданий в сервисе BookWidgets.
Теперь вы знаете, как составить вопросы и какие сервисы в этом помогут. Однако проводить тестирование ещё рано. Для начала предлагаем подумать о том, как защитить тест от списывания.
Дистанционно отследить тех, кто списывает, почти невозможно. Однако есть несколько методов, которые помогут сократить их число.
После того как вы поработали с вопросами и защитили их от списывания, рекомендуем провести пилотный запуск. В фокус-группе должны быть представители целевой аудитории.
Предварительное тестирование поможет узнать, какие вопросы слишком простые, а на какие ответить правильно не смогло большинство. Обычно после такого запуска нужно скорректировать 20% заданий.
Запуск для фокус-группы покажет, достаточно ли времени выделено для прохождения теста и насколько оптимальна система оценки в баллах. По итогам будет ясно, какие задания не соответствуют целям исследования и ничего не проверяют.
Когда тест полностью готов, менеджер по обучению направляет его на почту либо загружает на официальный сайт компании. Облегчить работу с результатами оценки поможет система дистанционного обучения LMS, о которой мы говорили выше.
LMS — это платформа, которая помогает проводить дистанционное тестирование. Система автоматически проверит успеваемость каждого сотрудника. Для этого надо загрузить все материалы и запустить тестирование.
С помощью LMS можно не только тестировать, но и проводить обучение. В любой момент человек может зайти в личный кабинет и пройти нужный курс. Можно объединять специалистов в группы и настраивать разные права доступа к материалам.
Управлять системой достаточно просто. Интерфейс напоминает страницу в социальных сетях, поэтому с работой в LMS справится любой пользователь.
Пример портала пользователя в iSpring Learn LMS.
Перед тестированием менеджер по обучению сообщает дату и время оценки знаний. Также рекомендуем указать, почему стоит пройти тестирование и что в итоге это даст человеку. Цель напрямую будет влиять на мотивацию.
Руководитель отдела маркетинга может подготовить сообщение для своих сотрудников, которые будут проходить тестирование.
Заключительный этап — это анализ результатов тестирования и работа с этими данными. Чтобы итоги были максимально точными и корректными, рекомендуем сделать следующее:
Если полученное значение > 0.7, то материал считается усвоенным.
Если компания не использует автоматизированные системы для анализа результатов, то придётся сделать это вручную. В отчёте должно быть указано, кто участвовал в тестировании и какие результаты вы получили. Такие материалы будут полезны для будущих исследований, чтобы сравнить результаты.
Любое тестирование должно приносить пользу сотруднику и работодателю. Проводить его без определённой не имеет смысла. Поэтому отчёты о результатах важно учитывать в работе. Они помогут решить следующие задачи:
После того как вы подвели итоги, рекомендуем дать обратную связь сотруднику. Можно отправить письмо по электронной почте, сообщение в корпоративном чате или встретиться лично. Важно поблагодарить его за то, что он нашёл время на тест. Не забудьте поинтересоваться мнением специалиста: что ему понравилось в оценке знаний, что было непонятно, что он готов применять в работе. Это будет полезно для проведения оценки в дальнейшем.
Тестирование — это эффективный способ оценить сильные и слабые стороны персонала, профильные знания и личностные качества. Тип и структура теста для сотрудников компании, построение вопросов зависят от цели оценки, пожеланий и возможностей руководства. Чтобы тестирование принесло пользу, обязательно анализировать результаты и работать с ними. С их помощью можно улучшить качество управления персоналом и сформировать кадровый резерв.
«Донести сложное просто и вовлечь в учебный процесс помогает дизайнер онлайн-курсов» Онлайн-обучение — уникальный формат,…
В любом обучении важны результаты. В корпоративном обучении важны результаты, которые можно измерить. Но как оценить,…
Мечта каждого руководителя — новичок, который максимально быстро включился в работу и показал запланированный результат.…
«Для того чтобы развивался бизнес, должны развиваться его сотрудники». Как вам кажется, это верное утверждение?…
Бизнес обучает сотрудников, когда хочет расти и повышать свою конкурентоспособность на рынке. Чтобы обучение было…
В этой статье расскажем, как метод оценки персонала «360 градусов» помогает развивать навыки сотрудников. Разберём…