Чтобы выстроить эффективное развитие сотрудников, недостаточно просто проводить курсы и тренинги. Важно учитывать особенности обучения взрослых, понимать, какие у них цели, мотивация и жизненный опыт.
Поэтому при проектировании образовательных программ стоит опираться на ключевые принципы обучения взрослых. Это помогает выстроить процесс так, чтобы бизнес получал реальные результаты.
В этой статье расскажем:
Также мы разберём интерактивные практики, которые вы сможете применять в работе.
У взрослого человека уже есть устоявшиеся взгляды, привычки и профессиональный опыт. Всё это влияет на восприятие новой информации. Например, взрослым важно понимать практическую пользу и точно знать, смогут ли они использовать знания в работе.
Кроме того, велико влияние внешних факторов. Вот, что обычно отвлекает и мешает сосредоточиться:
Ещё одна причина, почему взрослым сложно учиться — то, что они не всегда понимают, зачем им это. Когда неясно, каких результатов ждать, сотрудники выполняют задания формально, списывают или даже не начинают курс.
Поэтому программы развития должны учитывать основные принципы обучения взрослых. Прежде всего, быть гибкими, адаптивными и привязанными к рабочим задачам.
Андрагогика — это наука об обучении взрослых. Она помогает выстраивать процесс не сверху вниз, как в школе, а на равных. То есть через уважение к знаниям участников и ориентацию на практическую пользу.
Чтобы лучше понять особенности подхода, давайте посмотрим, чем отличается андрагогика от педагогики.
Критерии | Педагогика | Андрагогика |
Роль преподавателя | Преподаватель — главный источник знаний, он направляет и контролирует процесс. Ученик же большую часть времени находится в позиции «слушателя» | Преподаватель выступает в роли партнёра. Он помогает участникам раскрыть и систематизировать свой опыт. Например, на корпоративном тренинге сотрудник не ждёт «правильный» ответ. А сам ищет решение кейса, сверяясь и советуясь с преподавателем |
Мотивация слушателей | Оценки, одобрение взрослых, страх не справиться | Развитие, карьерные цели, улучшение личных показателей: «если пройду курс по Excel, то буду выполнять работу быстрее и сэкономлю время» |
Фокус обучения | Усвоение теории, подготовка к экзамену или аттестации | Решение практических задач. Например, как провести эффективную встречу или сократить расходы |
Использование опыта | Опыт учеников минимален, обучают «с нуля» | Опыт ценен и используется в процессе. Например, обсуждение кейсов, рефлексия, обмен мнениями |
Стиль обучения | Структурированный, директивный, с чёткой иерархией | Партнёрский, гибкий, с учётом обратной связи и потребностей группы. Часто используются индивидуальные планы развития сотрудников |
Цели | Формируются сверху — учителем, школой или программой. То есть обучающийся редко влияет на содержание программы | Определяются совместно, с ориентацией на цели и задачи самого участника, а также бизнеса |
Темп | Один темп для всех. Программа идёт по плану, вне зависимости от уровня группы | Гибкий, с подстройкой под темп группы и каждого участника. Есть возможность смотреть уроки в записи или вернуться к базе знаний |
Словом, в андрагогике нет иерархии «учитель-ученик», а есть партнёрство и сопровождение. Взрослые учатся, чтобы решить конкретную задачу, а практику ценят больше теории. Поэтому обучение должно быть прикладным и сосредоточенным на опыте слушателей.
Чтобы курсы приносили результат, важно учитывать не только цели бизнеса, но и психологические особенности обучения взрослых.
Как новые знания помогут в работе? Чем яснее ответ и прочнее связь с конкретными задачами, тем выше мотивация слушателей. Например:
Взрослым важно тут же использовать полученные навыки. Поэтому стоит включать в программу такие формы обучения взрослых, как практические задания, разборы кейсов и симуляции на основе реальных ситуаций.
Например, отрепетировать разговор с конфликтным клиентом, попробовать новый формат отчёта или потренироваться в постановке задач.
Все абстрактные примеры стоит заменять анализом рабочих ситуаций. В идеале на курсе сотрудник должен решать задачи, с которыми сталкивается в повседневной работе.
Допустим, менеджеры регулярно слышат возражение «дорого». На курсе можно разобрать конкретные случаи: как отвечал сотрудник, что сработало, а что нет. Затем предложить отработать новые формулировки и попрактиковаться в безопасной среде.
Важно не «обнулять» знания и опыт участников, а встроить их в обучение. Обычно для этого организуют обсуждение кейсов, работу в парах, коллективный обмен мнениями.
Такой уважительный подход меняет и отношение к курсу. Сотрудники уже не относятся к нему формально, а чувствуют общность и вовлечённость.
Цель не должна быть абстрактной. Лучше «внедрить новый алгоритм, как реагировать на жалобы клиентов», чем «стать более стрессоустойчивым». Чёткие ориентиры снижают тревожность и укрепляют веру в свои силы.
Если курс связан с рабочими ситуациями, а не общими темами, то слушателям проще включиться и дойти до конца. Далее рассмотрим, как принципы обучения взрослых помогут выстроить такой подход.
Работая над курсом для взрослой аудитории, важно учитывать не только его содержание, но и подачу. Вот ключевые принципы, на которые стоит опираться при проектировании программы:
В таблице ниже мы разобрали, как можно реализовать эти принципы в курсах.
Принцип | Варианты применения |
Практическая направленность |
|
Учёт предыдущего опыта |
|
Чёткое понимание целей |
|
Самостоятельное управление процессом |
|
Постепенное планирование шагов |
|
Но принципы работают только тогда, когда ложатся в основу учебного процесса, а не остаются на бумаге.
Существуют три инструмента, которые помогут учитывать особенности обучения взрослых и проектировать эффективные образовательные программы.
Не стоит начинать урок с «добрый день, сегодня мы поговорим о важности…»! Участник должен с первого экрана понимать, зачем ему этот курс. Лучше, если цели будут привязаны к конкретным ситуациям:
Помните: когда есть чёткая цель, сотруднику проще удерживать внимание и применять знания в работе
Чтобы поддерживать мотивацию через цели, нужно сделать три ключевые вещи:
А) Понять реальные рабочие задачи через интервью с заказчиком, анализ KPI и опрос сотрудников.
Б) Перевести задачи в понятные цели обучения.
В) Постоянно напоминать о целях в разных модулях курса.
Если обучение жёстко привязано ко времени и формату, оно просто не впишется в жизнь взрослого человека. Важно, чтобы участники могли учиться в своём ритме и идти по удобной траектории. Для этого нужно:
Позаботиться о формате и структуре
Прежде всего, продумать модули, добавить мультиформатность и возможность быстро повторить материал. Например, чтобы сотрудник мог утром пройти короткий текстовый блок, а вечером — посмотреть видео на телефоне по дороге домой.
Дать выбор и автономию
Про свободный порядок модулей мы уже говорили. Ещё можно ввести разные уровни сложности: базовый — для новичков, продвинутый — для тех, кто хочет углубиться в тему.
Обеспечить экологичную обратную связь
Во-первых, она должна поддерживать, а не оценивать. Лучше сделать акцент на разборе и конкретных рекомендациях, чем на оценке в баллах.
Во-вторых, стоит предусмотреть возможность вернуться к заданию и улучшить результат без штрафов. Это снимает тревожность и позволяет учиться на ошибках.
Наконец, хорошо, если есть разные варианты сдачи заданий. Например, если сотруднику сложно быстро написать разбор кейса, он может отправить голосовое сообщение с решением или записать короткое видео.
Встроить практику в каждый модуль курса и сделать её максимально приближенной к рабочим задачам — одно из решений андрагогики.
Форматы практики могут быть разными: кейсы, симуляции, задания на анализ, тренажёры, мини-проекты. Главное, чтобы участник осваивал навык через действие. Хорошо работает и поэтапная работа: разбор ситуации → самостоятельное решение → обсуждение и корректировка.
Продуманная логика взаимодействия с курсом влияет на восприятие, вовлечённость и готовность применять знания
Даже самые актуальные знания будут бесполезны, если их сложно понять, усвоить или негде применить. Поэтому при работе со взрослой аудиторией важно тщательно следить за балансом теории и практики.
Начните с проектирования целей обучения
Перед тем как выбрать формат, нужно определить, чему именно должен научиться человек. Полезно опираться на модель Дэвида Колба — она описывает, как взрослые осваивают навыки в четыре этапа:
4 этапа освоения навыков по модели Дэвида Колба
Такой подход помогает связать теорию с конкретным действием. Например, сотрудник сначала вспоминает, как сам справлялся с трудным клиентом, потом разбирает с группой/преподавателем, почему что-то не сработало. Затем изучает опыт других компаний и пробует действовать по-новому.
Добавьте больше интерактива
Лекции и тесты — это минимум. Чтобы взрослый слушатель активнее участвовал в процессе, стоит разнообразить обучающие форматы.
Формат | Описание | Преимущества |
Мини-уроки для быстрого усвоения | Короткие модули (видео по 5-7 минут или лонгриды) с фокусом на одной конкретной идее или навыке | Можно удобно и быстро освоить навык, а также возвращаться к материалам по необходимости |
Вебинары | Формат с участием преподавателя. Важно предусмотреть время на вопросы, разбор ситуаций, дискуссии | Повышают вовлечённость. Позволяют адаптировать контент под запросы группы и сближают обучающихся с экспертом |
Воркшопы | Практическая работа с упражнениями и кейсами сразу после теории. Часто проводятся в формате мини-тренингов. Например, после блока по переговорам можно провести ролевую игру | Помогают отработать навык в безопасной среде и получить развивающую обратную связь |
Групповые задания | Работа в малых группах: анализ задач, выработка решений, защита результата. Возможна даже в онлайн-формате | Укрепляют командные связи и переносят обучение в реальный рабочий контекст. Позволяют посмотреть на задачу под разными углами и, возможно, найти неожиданные решения |
Все эти методы не только оживляют процесс, но и помогают услышать других, посмотреть на проблему со всех сторон, укрепить связи внутри коллектива.
Сделайте обучение удобным для восприятия
Взрослый слушатель учится параллельно с рабочими задачами и личными делами. Поэтому интерфейс, структура и визуальное оформление должны помогать, а не отвлекать. На что стоит обратить внимание:
Ещё можно добавить поиск по ключевым словам или встроенные закладки. Это поможет быстро вернуться к нужной части и освежить знания.
Вообще, даже такие мелочи, как читабельный шрифт, контраст между текстом и фоном или паузы в видео, влияют на восприятие.
Поддерживайте обучающихся через обратную связь
Вам нужно помочь участникам осмыслить результат и получить комментарии экспертов. Для этого стоит предусмотреть разбор заданий с кураторами, добавить обратную связь по ключевым моментам, проводить опросы, а также встроить инструменты для самооценки.
Некоторых моментов в обратной связи лучше избегать. А именно:
Так слушатели смогут воспринимать курс как единую логичную систему и быстрее понимать связь между теорией и практикой.
Сегодня для обучения используют современные инструменты и технологии, которые поддерживают мотивацию и упрощают восприятие материала.
Цифровые решения
С помощью LMS можно автоматизировать процесс: распределять роли, отслеживать успеваемость, настраивать рассылки и напоминания.
Например, в iSpring Learn можно создать индивидуальные планы развития — сотрудник видит чек-лист с задачами и проходит его шаг за шагом прямо в LMS через браузер или приложение.
Интерактивные элементы
Они превращают сухую теорию в активные действия и помогают закрепить знания. Чтобы вовлечь участников, используйте симуляции, мини-кейсы, опросы, интерактивные тренажёры с обратной связью.
Так, конструктор курсов iSpring Suite позволяет собрать диалоговый тренажёр. Он поможет отработать ситуации реального разговора — например, с конфликтным клиентом или коллегой. Участник выбирает одну из реплик, а сценарий разворачивается в зависимости от выбора.
Наставничество и коучинг
Наставник может разбирать кейсы, давать обратную связь и делиться своим опытом. А коучинг особенно эффективен для развития soft skills — качеств лидера, навыков коммуникации и принятия решений.
Живой контакт важен: он даёт поддержку, ускоряет адаптацию и помогает применить знания на практике.
«Чтобы обучение сотрудников помогало бизнесу расти, отделу L&D нужна чёткая стратегия.» У каждой компании есть…
Чтобы обучение сотрудников было эффективным, его нужно тщательно спроектировать: понять, чему и зачем учить, как…
«Наставничество — мощный инструмент для роста бизнеса.» Наставничество — мощный инструмент для роста бизнеса. Оно…
«Собрать материалы и раздать сотрудникам — не значит обучить» Чтобы люди освоили навыки, а компания…
Представьте, что вы управляете небольшой компанией и проводите собеседование на должность руководителя отдела продаж. У…
«Донести сложное просто и вовлечь в учебный процесс помогает дизайнер онлайн-курсов» Онлайн-обучение — уникальный формат,…