Представьте ситуацию: есть небольшая компания с пятью офлайн-магазинами в разных городах. Она наняла тренера, который регулярно объезжает все точки и проводит тренинги продавцов сети. Но бизнес растёт: появляются новые магазины, десятки новых сотрудников находятся на испытательном сроке и им нужен онбординг, а специалисты с опытом всё чаще хотят развивать общие навыки, управленческие компетенции. Подумайте, что происходит с обучением персонала?
Обычно в такой ситуации компания сталкивается с рядом типичных проблем. Магазины перестают придерживаться единой стратегии, текучесть персонала растёт: онбординг неправильно выстроен, а опытные сотрудники теряют интерес к работе. В итоге снижается вовлечённость и падают результаты.
Когда компания масштабируется, прежние подходы к тренингу не работают. Новые сотрудники дольше адаптируются, а знания рассеиваются. Чтобы этого избежать, нужен системный подход — полноценное развитие отдела обучения. Нужна стратегия, которая объединяет процессы, людей и инструменты.
Специалисты такого отдела помогают выстроить непрерывное профессиональное становление членов команды: от адаптации до карьерного роста. Их задача — не просто проводить курсы, а формировать культуру профессионального роста и связывать её с целями бизнеса.
В материале мы подробно разберём, как отдел обучения создать с нуля, какие инструменты использовать и как сделать его драйвером роста компании — независимо от её размера и сферы бизнеса.
Из статьи вы узнаете:
Вместе с ростом компании растёт количество задач и число необходимых команде знаний. И одновременно с этим увеличивается штат. И если до этого тренеры проводили занятия очно, теперь они просто не успевают объехать все торговые точки или офисы. А значит, не успевают сопровождать адаптацию, собирать обучающие программы и контролировать результаты.
В этот момент и появляется необходимость в корпоративном образовании как в самостоятельном направлении. Называется оно Learning and Development, сокращённо L&D.
Отдел систематизирует процесс корпоративного образования от онбординга до повышения квалификации. Так компания не просто обучает персонал, а управляет знаниями и превращает их в бизнес-результат.
Главная цель L&D-команды — помочь бизнесу расти за счёт профессионального становления сотрудников.
Если компания выходит на новый рынок, внедряет цифровые инструменты или обновляет линейку продуктов — отдел готовит сотрудников к изменениям.
L&D-специалисты анализируют потребности руководителей и подчинённых, подбирают форматы, создают курсы и обучающие программы под конкретные задачи бизнеса.
Например, отдел обучения поможет потенциальным руководителям развить управленческие навыки и успешно войти в новую роль. Или, если увеличивается текучесть на испытательном сроке, специалисты разрабатывают систему наставничества, которая поможет новым сотрудникам успешно адаптироваться.
Построение отдела обучения даёт компании конкретные операционные выгоды:
В итоге бизнес получает устойчивую систему, где получение новых знаний встроено в ежедневные процессы и работает на стратегические цели.
Процессы становятся более предсказуемыми и прозрачными. Но главное — это не внутренняя оптимизация, а результат, который видит бизнес.
Системное развитие специалистов напрямую влияет на прибыль и устойчивость компании, удержание сотрудников. Разберём, какие эффекты даёт это направление на уровне всей организации.
Растёт эффективность. По данным McKinsey компании, которые системно развивают сотрудников, на 30% продуктивнее и в 4,2 раза чаще достигают бизнес-целей. Члены команды быстрее адаптируются к изменениям, реже совершают ошибки и приносят больше идей.
Например, после внедрения внутренних курсов по продукту команда продаж может закрывать сделки на 20–25% быстрее — просто потому, что менеджеры уверенно владеют информацией.
Увеличивается процент лояльных сотрудников. Согласно исследованию ВШЭ, 81% работников готовы остаться в компании, если у них есть возможности для развития.
В таких организациях снижается текучесть, сокращаются расходы на найм и сотрудники становятся амбассадорами бренда. В сети магазинов Cozy Home после запуска адаптационных курсов текучесть новичков снизилась на 42%.
Растёт прибыль. Развитие команды улучшает качество сервиса, ускоряет внедрение новых продуктов и повышает доверие клиентов. Когда люди учатся, бизнес становится более гибким и выигрывает в конкурентной гонке.
Команда становится устойчивее к изменениям. Когда персонал постоянно учится, он легче воспринимает новые технологии и быстрее осваивает инструменты. Такого эффекта можно достичь за счёт сильной образовательной среды. Так, в компаниях, где развивают цифровые компетенции, проще переходят на ИИ-решения и снижается риск ошибок с введением работы на основе нейросетей.
Коллектив становится адаптивной системой, которая быстро реагирует на перемены и даже предвосхищает их. За счёт этого бизнес может рассчитывать на долгосрочное развитие.
Обязанности L&D-специалистов — не только разрабатывать курсы и проводить тренинги. Это подразделение, которое выстраивает систему управления знаниями, а именно:
Работа L&D-команды объединяет аналитику, методологию и поддержку сотрудников на всех этапах работы в компании.
Исходя из функций выстраивается и структура команды L&D. Она зависит от масштаба компании, но чаще всего включает несколько ключевых ролей:
В крупных организациях к ним добавляются специалисты по LMS, аналитики и координаторы по развитию управленцев.
Разберём каждую функцию.
L&D-специалисты выясняют, какие знания и навыки нужны компании для достижения бизнес-целей.
Они изучают отчёты руководителей, собирают обратную связь от команды, анализируют результаты аттестаций и KPI. Например, если снижается конверсия в продажах, отдел обучения может выяснить, что менеджерам не хватает знаний о продукте, и разработать курс для усиления экспертности.
На основе такого анализа формируется годовой план — с приоритетами, сроками и ожидаемыми результатами.
После определения целей команда разрабатывает программы и контент. Это могут быть, например, очные тренинги, онлайн-курсы, видеоуроки, симуляции или геймифицированные задания.
Методисты адаптируют программы под формат компании: кто-то делает акцент на внутреннем наставничестве, а кто-то строит образовательную стратегию вокруг LMS — например, iSpring Learn.
Отдел также организует процесс: составляет календарь, назначает кураторов, подбирает экспертов, формирует материалы. В крупных компаниях отдельная часть команды занимается онлайн-направлением — создаёт курсы, тесты и интерактивы, настраивает доступы и собирает статистику по прохождению.
Важно, чтобы сотрудники действительно прошли курсы и применили знания на практике. Поэтому специалист по обучению сопровождает участников: напоминает о сроках, собирает вопросы, консультирует по платформе, организует общение с наставниками.
L&D-специалисты анализируют, сколько человек прошли курсы, какие темы вызвали затруднения, как изменились показатели эффективности. Всё это помогает понять, какие программы приносят пользу, а какие требуют доработки.
Например, если после прохождения курса по клиентскому сервису снижается количество жалоб — значит, образовательная программа сработала. А если знания не закрепились, команда корректирует программу.
Такой подход позволяет компании постоянно улучшать процессы и снижать издержки на неэффективные форматы.
Одна из задач отдела обучения — создать и внедрить новые стандарты, развивать управленческие компетенции, формировать культуру развития внутри компании. Он становится связующим звеном между руководителями, HR и сотрудниками: помогает понять, как прохождение курсов или работа с наставником и тренерами влияет на результат, и почему важно учиться не «для галочки», а ради общего успеха.
Современный руководитель отдела обучения — это стратегический партнёр бизнеса, выстраивающий систему, которая помогает компании расти, снижает издержки и повышает конкурентоспособность.
Вот основные компетенции такого лидера.
Руководитель должен понимать цели бизнеса и говорить с топ-менеджментом на языке результатов. Его задача — выстроить процесс так, чтобы цели и результаты образовательной программы напрямую поддерживали стратегию компании: рост, цифровизацию, трансформацию.
Для этого важно проводить CustDev и GAP-анализ, выявлять реальные потребности членов команды и приоритизировать роли, которые требуют развития здесь и сейчас.
Сильный руководитель умеет планировать и защищать бюджет, исходя из целей, а не из прошлогодних трат. Он готовит несколько сценариев финансирования и связывает расходы с рисками проектов.
В управлении образовательным процессом всё чаще применяются Agile-подходы:
Руководитель также отвечает за эффективность LMS — она должна работать как полноценная экосистема, а не просто хранилище курсов.
Лидер L&D-отдела понимает, что не бывает универсальных инструментов. Он выбирает подходы под задачу: развитие навыка, изменение поведения или информирование.
Важно выстраивать баланс между диагностикой и контентом — анализировать уровень обучающегося до начала курса, чтобы содержание курса было точным и полезным.
Руководитель связывает профессиональное развитие персонала с бизнес-результатами: понимает, как программы влияют на P&L, конверсию продаж, снижение текучести. Он работает с разными группами метрик — от процессных, например вовлечённость и завершённость, до продуктовых, например Transformation Rate.
Главное — не ограничиваться показателями «удовлетворённости» и «знаний», а доказывать, как корпоративная образовательная система влияет на прибыль и производительность.
Эффективный руководитель отдела L&D — сочетание педагогики, менеджмента и технологий. Он не боится говорить на языке IT: понимает основы интеграций, API и архитектуры данных.
Такие специалисты редки и потому особенно востребованы: они соединяют образовательный процесс и бизнес, превращая L&D из поддержки в конкурентное преимущество.
Корпоративное развитие персонала сегодня меняется так же быстро, как и сам бизнес. То, что ещё год назад считалось инновацией, завтра может стать стандартом. Поэтому руководителям и специалистам L&D важно следить за трендами и понимать, почему они появляются и как применять их в своей работе.
Новые подходы рождаются из конкретных вызовов. Например, сотрудники перегружены информацией, компании внедряют ИИ и автоматизацию, а навыки устаревают каждые два-три года. Без постоянного обновления курсы перестают быть эффективным, а вслед за этим перестают работать на цели бизнеса.
Разберём главные современные тренды.
Это формат, в котором учебный контент делится на короткие, легко усваиваемые блоки: видео, карточки, тесты или чек-листы, изучение которых занимает 5–10 минут. Так можно развивать конкретный навык через изучение небольшой темы. Это важно, когда надо решить определённую задачу бизнеса.
Микрообучение решает проблему перегрузки информацией и нехватки времени. Людям сложно выделить несколько часов на большой курс, но они готовы учиться небольшими порциями «в потоке работы». Пройти модуль можно в любое время и на любом устройстве — в дороге или в перерыве на работе, на смартфоне или ПК. Такой формат помогает поддерживать интерес без необходимости, чтобы сотрудник выбивался из рабочего ритма. Также короткие уроки повышают запоминаемость материала на 50–80%.
Пример микрообучения — менеджер отдела продаж проходит небольшие курсы в удобном ему порядке
Персонализированное развитие сотрудников подстраивают под цели, уровень и интересы конкретного человека. Вместо единой программы для всех система формирует индивидуальный маршрут — с нужными темами, форматами и скоростью. Подсказки и мини-уроки появляются прямо в момент выполнения задачи: в CRM, корпоративном портале или мессенджере. Так человек получает только то, что реально помогает ему в работе.
В LMS iSpring Learn можно настроить трек развития, например, исходя из должности специалиста. Например, если сотрудник пришёл на должность администратора отеля, в LMS можно сразу назначить ему эту роль, и система автоматически будет назначать курсы этой должности
Когда компания растёт, количество обучающих программ и участников значительно увеличивается. Без автоматизации L&D тратит время на рутину вместо того, чтобы развивать команду и разрабатывать контент.
Современные платформы берут на себя всё, что раньше надо было делать вручную: назначают курсы, напоминают о сроках, выдают сертификаты и собирают статистику. LMS и другие цифровые решения превращают профессиональное становление сотрудников в управляемый процесс, где каждый шаг фиксируется и анализируется.
Аналитика помогает видеть, какие курсы работают, где обучающиеся испытывают сложности и как прохождение курсов влияет на результаты. В итоге решения принимаются не на интуиции, а на данных — быстро и обоснованно.
В iSpring Learn можно глубоко анализировать, как сотрудники проходят курсы. Например, не просто увидеть процент прохождения теста, а разобраться, в каких вопросах обучающиеся делают больше всего ошибок
Рынок меняется быстро, так же быстро «устаревают» знания — в некоторых областях они могут потерять актуальность за считанные месяцы. Нейросети помогают быстро обновлять материалы и подсказывают, чему учить дальше, чтобы бизнес не отставал от рынка.
С помощью нейросетей команда отдела обучения анализирует пробелы в знаниях, подбирает релевантные курсы, адаптирует программы под уровень специалиста и создаёт контент — тесты, карточки, сценарии.
То есть, ИИ снижает нагрузку на L&D-команду, образовательные треки становятся более умными и гибкими, а путь сотрудника — динамичным и персонализированным.
UGC (User-Generated Content) — это формат, в котором сотрудники сами создают и делятся материалами: короткими видео, инструкциями, чек-листами, разбором рабочих кейсов. Такой контент делает подачу материала живым и максимально приближенным к реальной работе. Коллеги делятся опытом, а знания обновляются быстрее, чем при традиционном подходе.
Тренд появился как ответ на две проблемы — нехватку актуальных материалов и ограниченные ресурсы L&D-отделов. Никто не знает процессы компании лучше её специалистов, и именно они могут объяснить сложные вещи простыми словами.
Геймификация дополняет образовательный процесс: у сотрудников есть цели, уровни, награды и результаты. Вместо того чтобы слушать сухие лекции, они проходят квесты, челленджи и симуляции, борются за места в рейтингах. Люди вовлекаются активнее: прохождение курсов становится привычным, лёгким и вызывает интерес, а не усталость.
Когда задания подаются в игровой форме, обучающиеся быстрее усваивают материал и охотнее проходят курсы до конца. Геймификация создаёт атмосферу здоровой конкуренции и прогресса, который можно увидеть.
Геймифицировать курс можно даже для промышленных организаций. Это фрагмент курса Новолипецкого металлургического комбината. Сотрудник проходит квест. Если главный герой, за которого он принимает решения, ошибается, есть риск попасть в сводку экстренных новостей на ТВ
Организация отдела обучения и последующий его рост — это системная работа. Создание L&D-направления проходит следующие этапы.
Начните с понимания, зачем компании нужен собственный отдел, который занимается образованием персонала? Какие проблемы он должен решить? Отсюда появятся и цели. Несколько примеров:
| Проблема | Цели L&D |
| Высокая текучесть среди новичков | Пересмотреть условия адаптации, разработать систему наставничества и персональный подход, собрать базу знаний |
| Недостаток управленческого резерва для руководящих должностей | Выявлять потенциальных руководителей, развивать их навыки |
| Технологии часто меняются | Развить гибкость персонала к изменениям на рынке, быстро вводить образовательные программы по работе с новыми технологиями, оборудованием, программами |
На этом этапе полезно провести аудит компетенций, опрос руководителей и сотрудников, чтобы понять, какие знания нужны компании именно сейчас.
Важно решить, как именно команда будет учиться. Современные компании чаще всего совмещают форматы: часть курсов проводят онлайн, а ключевые темы закрепляют очно.
Онлайн-формат подходит для того, чтобы масштабировать обучение персонала и стандартизировать знания, офлайн нужен для тренингов, командной работы и отработки навыков. Главное — выбрать не «модный» формат, а тот, который удобно встроить в рабочие процессы.
Минимальный состав — руководитель отдела, методист и менеджер по обучению. В дальнейшем можно добавить тренеров, специалистов по LMS и аналитиков.
Команда должна сочетать управленческий взгляд, методическую экспертизу и технологические навыки.
Если в компании уже есть сотрудники, увлечённые созданием образовательного контента, стоит начать с них и развивать внутреннюю экспертизу.
Отдел эффективен, когда его работа понятна и измерима. Опишите ключевые процессы:
Для каждой задачи установите показатели успеха — например, «сократить адаптацию новичков с 90 до 45 дней» или «повысить завершённость курсов до 80%». Такая конкретика помогает выстраивать приоритеты и аргументировать решения перед руководством.
Чтобы масштабировать направление, нужны цифровые решения. В сфере корпоративного обучения эту задачу решает LMS-платформа и конструктор контента. Через LMS можно управлять из одной системы курсами, тестами и аналитикой, а с помощью конструктора — быстро обновлять материалы без участия внешних подрядчиков.
Добавьте инструменты для коммуникации и обратной связи, чтобы изучение новых тем стало частью ежедневной работы. Учтите, что технологии не заменяют людей, но освобождают время для стратегических задач.
Команда, которая учит других, тоже должна постоянно развиваться. Специалистам L&D-отдела нужны знания о новых методиках, платформах, инструментах визуализации и аналитике.
Регулярные внутренние сессии, участие в профессиональных сообществах и онлайн-курсы помогают поддерживать актуальность экспертизы. А ещё они вдохновляют на улучшения.
Регулярно оценивайте, какие программы работают, где снижается вовлечённость, какие навыки становятся критично важными для бизнеса.
Используйте данные LMS, опросы и интервью, чтобы понимать, как прохождение курсов влияет на реальные показатели. Так вы сможете своевременно обновлять цели, инструменты и стратегию — и поддерживать развитие отдела на уровне, соответствующем росту компании.
Пошаговый план создания отдела обучения, который работает на цели бизнеса
Без оценки результатов система легко превратится в «чёрный ящик»: обучающая система есть, но непонятно, приносит ли она пользу. Чтобы этого избежать, важно измерять не процесс, а эффект — как прохождение тренингов, курсов и других форматов повлияло на людей и бизнес.
Самая известная методика — модель Киркпатрика, которая проводит анализ на четырёх уровнях:
Ещё один показатель — ROI (Return on Investment), который помогает понять, окупаются ли вложения в образовательное направление. Для этого сравнивают выгоды — рост выручки, снижение текучести, сокращение ошибок — с затратами на курсы.
Современные LMS, например iSpring Learn, делают сбор данных автоматическим: платформа показывает прогресс, завершённость, вовлечённость и динамику результатов.
Дополнительно можно собирать обратную связь через опросы и кейсы — так вы поймёте, какие форматы реально работают, а какие стоит пересмотреть.
Эффективность — это инструмент развития, а не просто цифры. Если проводить регулярный анализ, тогда отдел L&D сможет вовремя корректировать цели и перераспределять ресурсы. А от этого изменятся и показатели бизнеса.
Понять, как решённые отделом обучения задачи влияют на бизнес можно на наглядных примерах. Рассмотрим четыре кейса.
Холдинг Food Pictures — крупнейшая ресторанная группа на Дальнем Востоке, в которую входит более десяти концепций. Когда в компании запустили системное развитие образовательного отдела, текучесть персонала достигала 120% в год, укомплектованность — 82%. Сотрудники выгорали из-за постоянной нехватки кадров, а новый персонал не успевал адаптироваться: онбординг шёл 124 дня. Обучение было несистемным и не влияло на бизнес-показатели.
Отдел начал работу с диагностики HR-процессов. Команда описала бизнес-процессы, создала карты компетенций по должностям и автоматизировала подбор и адаптацию. Появились чат-боты с ИИ-помощником для получения новых знаний и онбординга, а также внутренняя база знаний и система наставничества.
Результаты:
HR-система перестала быть формальностью — стала навигатором, который помогает сотрудникам и бизнесу двигаться в одном направлении.
Цех 85 — сеть авторских кафе-пекарен, насчитывающая более 180 торговых точек и 1 500 сотрудников.
При росте сети образовательные процессы стали хаотичными. Новые специалисты, а это в среднем 150 человек в месяц по полгода работали необученными из-за нехватки ресурсов и очередей на очные курсы. Текучесть достигала 15% в месяц, росли репутационные риски на сверхконкурентном рынке.
Команда из пяти человек за полгода выстроила цифровую экосистему на базе iSpring Learn. Создали учебные траектории по каждой должности,стали проводить онлайн-встречи с экспертами, модули онбординга, управленческого резерва, индивидуальный план развития и изучение тем на рабочем месте. Затем интегрировали систему в KPI управляющих — показатель обученности стал обязательным.
Результаты:
В подразделении Xiaomi Technologies Kazakhstan работают более 7000 человек — от промоутеров и сотрудников фирменных магазинов до представителей партнёрских сетей.
До создания L&D-отдела компания столкнулась с разрозненностью данных и процессов обучения для разных категорий специалистов. Работники учились через множество каналов — Zoom, Teams, WhatsApp, Telegram, а статистика велась вручную в десятках таблиц. Не было единой системы, прозрачной аналитики и централизованного управления.
Команда за месяц внедрила LMS iSpring Learn, интегрировав все категории сотрудников в единую систему. Курсы сделали на четырёх языках, появились единые дашборды и автоматизированная аналитика. Пересобрали процесс онбординга — теперь специалист проходит путь от Telegram-бота до LMS с персональной траекторией.
Результаты:
Компания превратила образовательный процесс в единую цифровую экосистему, где каждый сотрудник — часть бренда, а знания обновляются так же быстро, как новые технологии.
«Уральская агропромышленная группа» — лидер в производстве мясных консервов и полуфабрикатов, объединяющий восемь предприятий и более 2000 специалистов.
Образовательной системы не существовало и лишь 4,8% сотрудников проходили обучение. Надо было с нуля выстроить учебный центр и создать технологии, которые можно масштабировать на все предприятия группы. Ключевые задачи: создать школы наставников и мастеров, систематизировать обучение рабочих профессий и оцифровать накопленный опыт команды.
Первым шагом стало создание учебного центра на Ревтинской птицефабрике — пилотной площадки для масштабирования. Начали с простого: изучили технологии работы лучших работников, записали видеоинструкции, создали лонгриды, обучили наставников и внедрили чек-листы оценки.
Главным инструментом стала LMS iSpring Learn, которую выбрали за интуитивно понятный интерфейс и удобную систему доступа для разных категорий сотрудников. Команда из шести человек быстро оцифровала накопленную экспертизу: больше 30 лонгридов по операциям и десятки курсов по профессиям.
Результаты:
Теперь корпоративное образование стало обязательной частью производственного процесса, а компания доказала, что даже «тяжёлое» производство может быть цифровым и эффективным.
Когда один тренер уже не справляется, компаниям нужна система, а не разовые курсы. Развитие отдела обучения ведёт к росту эффективности компании. Работа L&D-направления связывает людей, процессы и технологии с бизнес-целями: ускоряет онбординг, удерживает сотрудников и повышает качество сервиса. Начните с понятных метрик и поэтапного внедрения. Тогда корпоративное обучение перестанет быть статьёй расходов и станет драйвером роста, а развитие отдела обучения — устойчивой стратегией.
«Обучение руководителей — одна из самых мощных стратегических инвестиций» Обучение руководителей — это не просто…
Как понять, эффективно ли работает команда и что мешает ей двигаться быстрее? Почему одни сотрудники…
Передача новых знаний и навыков сотрудникам — задача, которая часто требует немалых ресурсов. Нужно разработать…
Представьте: два новых менеджера по продажам приступили к работе в один день. Одному дали инструкцию,…
Как лучше адаптировать новичков, снизить текучесть и сократить затраты на обучение? Эти вопросы знакомы каждому…
Разработку курсов часто начинают с выбора тем, подготовки материалов и планирования модулей. Но чтобы обучение…