Передача новых знаний и навыков сотрудникам — задача, которая часто требует немалых ресурсов. Нужно разработать материалы, организовать процесс, привлечь внешних экспертов или подготовить наставников. Если у компании нет на это времени или бюджета, отличным решением становится обучение «равный равному» (peer-to-peer, или P2P).
P2P-обучение — подход, при котором сотрудники делятся опытом и знаниями друг с другом в условиях равноправия и отсутствия иерархии. Это не просто тренд, а практичный инструмент для быстрого и экономичного развития команд с помощью внутренних ресурсов. Демократичность процесса позволяет быстро и без серьёзных затрат вовлечь сотрудников, свободно обмениваться опытом и закрывать пробелы в актуальных навыках.
В статье разберём основы peer-to-peer-обучения:
У концепции P2P-обучения нет строгого определения. Вся суть заключена в названии: peer-to-peer переводится с английского как «равный равному». Ядро методики взаимного обучения — принцип равенства участников образовательного процесса.
В отличие от классической модели «преподаватель — ученик», здесь стирается иерархия: обучающиеся создают горизонтальные связи, и более опытные делятся знаниями с менее опытными. Учить друг друга могут одноклассники, студенты или коллеги.
Во время P2P-обучения участники обмениваются знаниями и опытом напрямую, во время совместной работы, общения и взаимопомощи
Ограничений по темам или организации процесса нет. Важно, чтобы такое взаимодействие помогало достигать поставленных целей, а все участники имели равный доступ к информации и помощи.
P2P-обучение опирается на принципы преподавания Белл-Ланкастерской системы. Её независимо друг от друга разработали британские педагоги Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер ещё в XVIII веке. Из-за острой нехватки учителей они предложили, чтобы преподаватели обучали старших учеников, а те передавали новые знания младшим. Это позволяло массово обучать детей из бедных семей.
К началу XIX века Белл-Ланкастерская система распространилась в Великобритании, Франции, России, США и других странах. Обучение сотрудника из равной позиции стало важным шагом к всеобщему образованию. Хотя через 50 лет система утратила популярность, её ключевой принцип — эффективная передача знаний между равными участниками — остаётся актуальным до сих пор. Он лёг в основу многих современных педагогических подходов, включая peer-to-peer.
P2P-обучение можно реализовать в разных форматах, каждый из которых решает конкретные задачи развития. Выбор зависит от целей, корпоративной культуры и доступных ресурсов. Рассмотрим основные форматы взаимного обмена знаниями:
Баддинг. За новым сотрудником закрепляют бадди — более опытного коллегу. Он играет роль напарника и друга: помогает адаптироваться в коллективе, объясняет неформальные правила и рабочие процедуры. Общение с бадди создаёт для новичка комфортную среду в компании. Это позволяет ускорить онбординг и снизить нагрузку на HR-отдел.
Менторство. Предполагает долгосрочные отношения, где ментор или наставник помогает менее опытному сотруднику развивать навыки или строить карьерную стратегию. В отличие от баддинга, фокус смещён на профессиональный рост, а не на адаптацию в коллективе. Менторство — это инвестиция в удержание и развитие талантов внутри компании.
Обратная связь. Сотрудники на должностях одного уровня комментируют работу друг друга. В P2P важно, чтобы они не состояли в подчинении. Это помогает создать атмосферу равенства, где участники чувствуют себя свободнее в выражении мыслей и делятся реальным опытом без страха критики начальства.
Экспертная оценка. Коллеги анализируют и оценивают работу друг друга, чтобы повысить её качество. Например, программисты проводят код-ревью, а маркетологи — взаимную оценку креативов. Это улучшает результат и позволяет обмениваться лучшими практиками.
Обучение «равный равному» приносит результаты в среде, где знания передаются максимально естественно и продуктивно. Чтобы создать такую образовательную среду, важно придерживаться нескольких ключевых принципов взаимного обучения:
Чтобы создать условия для свободного обмена знаниями внутри команды, стоит придерживаться принципов P2P-обучения
Опытные специалисты обучают менее опытных. Основа P2P — добровольная передача знаний от более компетентных сотрудников к тем, кто только осваивает навык. Эта практика позволяет извлекать пользу из знаний коллег и использовать внутренний экспертный потенциал компании. А ещё создаёт неформальную и доверительную атмосферу благодаря равенству между участниками процесса.
Совместные проекты. Работа над реальными задачами в смешанных командах, где объединяются носители разных компетенций — катализатор усвоения новых знаний и навыков. Менее опытные сотрудники учатся в процессе, на реальных задачах. Так они быстрее перенимают методы и подходы коллег. Проект становится живой учебной средой, где теория сразу же подкрепляется практикой.
Обратная связь. Регулярный обмен конструктивной обратной связью между коллегами — мощный инструмент развития. Он помогает вовремя корректировать работу, выявлять слепые зоны и укреплять доверие в команде. Важно, чтобы обратная связь была конкретной, своевременной и воспринималась как помощь, а не как критика.
Дискуссия. В рамках P2P-подхода важно развивать культуру открытого диалога в компании и поощрять обсуждение рабочих вопросов и идей. Это помогает критически мыслить и рассматривать проблемы с разных сторон. Во время дискуссии участники не только делятся знаниями, но и совместно вырабатывают новые решения, углубляют понимание темы.
Динамичность. В отличие от формализованных курсов, подготовка по методу P2P гибко подстраивается под текущие потребности команды. Её содержание и формат могут мгновенно меняться в ответ на новые вызовы или рабочие вопросы. Это делает процесс живым и максимально практичным: обсуждаются не абстрактные кейсы, а реальные задачи, с которыми сотрудники сталкиваются прямо сейчас.
Практико-ориентированность. Знания усваиваются эффективно, когда они связаны с реальной деятельностью. В P2P акцент смещают с теории на совместное решение практических задач, разбор кейсов и тренировку навыков в рабочих ситуациях. Когда сотрудник получает актуальные в моменте знания, он быстрее включается в процесс и сразу же применяет изученное.
Информация без чёткой структуры. Знания часто передаются как неформализованный опыт, лайфхаки и инсайты. Их сложно уложить в строгие учебные модули, но именно они содержат ценный контекст и детали, которые обычно остаются за рамками традиционных учебных программ.
Как и любой метод, обучение «равный равному» имеет свои сильные и слабые стороны. Их анализ поможет грамотно внедрить в компании новый способ развития сотрудников.
Сокращение затрат на подготовку сотрудников. С P2P можно экономить на зарплатах внешним тренерам или на аренде помещения под занятия: сотрудники научатся всему у старших коллег. Взаимное обучение — это подходящее решение при ограниченном бюджете.
Практическая польза. Сотрудники передают друг другу актуальный опыт, который можно сразу применить в реальных рабочих задачах. Знания от коллег часто более конкретны и полезны, чем абстрактная теория.
Повышение мотивации и вовлечённости. Сотрудники превращаются из пассивных слушателей в активных участников процесса. Актуальный материал и осознанная цель создают мощную внутреннюю мотивацию, а высокая вовлечённость значительно улучшает результаты обучающихся.
Пополнение управленческого резерва. Сотрудники, которые делятся своим опытом и помогают новичкам, — это первые кандидаты в кадровый резерв компании. Такие люди обладают экспертностью и развитыми навыками коммуникации. Их можно рассматривать как потенциальных руководителей или привлекать в сложные проекты.
Гибкость в применении. P2P-подход можно использовать для передачи любых знаний: от узкопрофессиональных компетенций до soft skills. Строгих ограничений по форматам тоже нет. Наставничество, ревью эксперта или обратная связь от коллеги — используйте то, что больше подходит вашей команде.
Отсутствие педагогических знаний. Ключевой риск — отсутствие у сотрудников опыта преподавания. Эксперт в своей области может не справиться с ролью наставника, например, потому, что не знает, как объяснять сложное просто или давать обратную связь стажёру.
Для эффективной передачи знаний в формате P2P важно не пренебрегать подготовкой наставников. Можно составить учебную программу самостоятельно или воспользоваться готовыми решениями. Например, онлайн-курсом «Погружение в наставничество» от Академии iSpring. После занятий сотрудники научатся эффективно передавать знания и опыт новичкам, чтобы быстрее выводить их на плановые показатели.
Готовый курс для наставников поможет выстроить P2P-обучение в компании. Не нужно тратить время на поиск материалов и создание курсов — всё сделали за вас
Дополнительная нагрузка на опытных сотрудников. Наставники, менторы, эксперты и все, кто обучает коллег, тратят на это много времени. Из-за этого они могут не успевать делать свою работу или выгорать. Важно учитывать это при организации и равномерно распределять нагрузку между сотрудниками.
Сложно контролировать процесс и результат. Обучение «равный равному» во многом происходит стихийно, без чётких учебных программ. Из-за этого его сложно контролировать: наставники могут передать неправильные методы работы или саботировать процесс. Результат становится непредсказуемым, поэтому важно иметь систему проверки качества. Например, проводить регулярные встречи специалистов по адаптации с наставниками и стажёрами.
Принцип «равный равному» успешно работает в самых разных областях. Гибкость подхода позволяет адаптировать его под конкретные задачи и аудиторию.
Онлайн-обучение. На цифровых платформах P2P помогает удерживать внимание студентов и преодолевать чувство изоляции. Люди общаются в чатах курсов и вместе разбирают сложные темы. Когда обучающиеся объясняют материал друг другу, они лучше его понимают. Это создаёт живое комьюнити и делает онлайн-курсы более вовлекающими.
Корпоративная среда. В бизнесе коллеги делятся практическим опытом через наставничество и совместные проекты. P2P-обучение помогает быстро распространять лучшие практики среди сотрудников и ускоряет подготовку новичков. Компания получает сплочённую команду, которая легко решает сложные задачи вместе.
Вузы. Университеты активно используют P2P-форматы. Студенты работают в группах, дискутируют на семинарах и проверяют работы друг у друга. Это помогает глубже осваивать предмет и развивает критическое мышление. Вуз готовит специалистов, которые умеют работать в команде и аргументировать свою позицию.
При знакомстве с технологией «равный равному» может показаться, что она складывается стихийно, как бы сама собой. Но это не так — правильная организация системы взаимного обучения крайне важна, иначе метод не принесёт результатов.
Вначале стоит чётко сформулировать, зачем вы вводите P2P-обучение. Цели должны быть конкретными и измеримыми, например «улучшить навык отработки возражений у 80% сотрудников отдела продаж». Это поможет сразу выбрать подходящий формат обучения, а затем оценить эффективность программы.
Исходя из целей, подберите самый эффективный формат. Это могут быть мастермайнды для обмена опытом, взаимные проверки заданий, наставничество или воркшопы. Важно, чтобы выбранный способ работы был удобен для участников и позволял им активно взаимодействовать друг с другом, а не просто слушать.
Даже при отсутствии иерархии нужен тот, кто возьмёт на себя координацию. Этот человек будет выстраивать примерную программу обучения «равный равному», следить за графиком, мотивировать участников, предоставлять необходимые ресурсы и помогать решать организационные вопросы. Его роль — не учить, а создавать условия для плодотворного обмена знаниями внутри группы. Обычно в компании этим занимаются специалисты отдела обучения или команда HR.
Сотрудники должны понимать, что даст это обучение им лично. Доступно расскажите о том, какие преимущества они получат. Например, продавцы смогут перенять лучшие практики продаж у коллег, увеличат свой средний чек и получат повышенную премию. Когда люди видят личную выгоду, их вовлечённость и ответственность значительно возрастают.
В завершение вернитесь к целям, которые ставили вначале. Оцените результаты обучения с помощью опросов сотрудников, тестирования новых навыков или анализа рабочих показателей. Собранные данные покажут, насколько программа была успешной, и помогут вам улучшить её.
Создайте свою школу наставников, которые смогут реализовать обучение «равный равному» в компании: передавать знания новичкам, мотивировать их и быстрее выводить на плановые показатели.
Курс для наставников от Академии iSpring поможет обучить сотрудников качественно передавать свои знания. Они узнают:
Обучение проходит на учебной платформе iSpring Learn. С её помощью вы легко проведёте тестирование сотрудников и определите, кто уже готов стать наставником, а кому нужно дополнительно подготовиться.
«Обучение руководителей — одна из самых мощных стратегических инвестиций» Обучение руководителей — это не просто…
Как понять, эффективно ли работает команда и что мешает ей двигаться быстрее? Почему одни сотрудники…
Представьте ситуацию: есть небольшая компания с пятью офлайн-магазинами в разных городах. Она наняла тренера, который…
Представьте: два новых менеджера по продажам приступили к работе в один день. Одному дали инструкцию,…
Как лучше адаптировать новичков, снизить текучесть и сократить затраты на обучение? Эти вопросы знакомы каждому…
Разработку курсов часто начинают с выбора тем, подготовки материалов и планирования модулей. Но чтобы обучение…