Представьте: два новых менеджера по продажам приступили к работе в один день. Одному дали инструкцию, контакты потенциальных заказчиков и он приступил к обзвонам. Другой прошёл онбординг с наставником и симуляциями переговоров. Через месяц первый закрыл две мелкие сделки, второй — вышел на плановые показатели и привлёк ключевого клиента. В чём разница? В выборе методов обучения работников.
Эта статья для руководителей, HR-специалистов и менеджеров по развитию персонала, которые хотят избежать такого дисбаланса. Мы рассмотрим, какие методы могут использовать компании с разными ресурсами для проведения обучения сотрудников. А ещё детально разберём механизм, как оценивать эффективность обучающих программ.
После того как прочтёте эту статью, вы будете знать:
Обучение сотрудников в компании можно сравнить с совершенствованием сложного механизма. Когда хотя бы один работник повышает квалификацию, он применяет новые знания на практике. Он может решать всё более сложные бизнес-задачи, двигая таким образом компанию вперёд. А что происходит, если учатся сразу несколько человек? Если каждый специалист занимается саморазвитием? Тогда вся сложная система организации начинает двигаться вперёд.
Обучение стоит рассматривать как стратегию, и вот основные причины, почему.
Условия рынка стремительно меняются. Если знания персонала не обновляются, а навыки не совершенствуются, организация будет неизбежно проигрывать у более прогрессивных конкурентов. Застой в развитии квалификации команды неизбежно ведёт к стагнации всей компании.
Когда сотрудник знает, как работать эффективнее, он тратит меньше времени на рутину и реже ошибается. Обученный специалист закрывает больше сделок, пишет код с меньшим количеством багов и быстрее находит решения для клиентов.
Работники должны быстро адаптироваться к новым технологиям, меняющемуся рынку, неожиданным кризисам. Команда, которая постоянно учится, становится гибкой и устойчивой.
Самый простой способ показать подчинённым, что их ценят — инвестировать в их рост. Они видят, что компания заботится об их будущем, и отвечают большей вовлечённостью и желанием остаться в команде надолго.
Программы развития работников в организации не стоит реализовывать «для галочки», иначе вы просто потратите бюджет. Чтобы инвестиции окупились, каждая образовательная программа должна решать конкретные бизнес-задачи.
Цель зависит от ряда факторов:
Бизнес-стратегия компании. Обучение должно быть напрямую связано с общими организационными задачами. Например, если компания планирует выход на новый рынок, цель профессионального развития может заключаться в том, чтобы сотрудники знали международные стандарты или язык.
Анализ потребностей. Цели выводятся из системного анализа, который ищет ответы на вопросы:
Целевая аудитория. Постановка цели напрямую зависит от того, кто будет учиться. Для новичков акцент делают на адаптации, для опытных специалистов — на углублении навыков. А когда учат руководителей — на развитии лидерских компетенций.
Характер решаемой задачи. Цели различаются в зависимости от срочности и масштаба проблемы. Срочные задачи требуют быстрого прикладного обучения, а стратегические — развития компетенций на перспективу.
Доступные ресурсы. Реалистичность целей зависит от бюджета, времени и инфраструктуры. Возможности выделить ресурсы определяют, будет ли это масштабная программа или краткий курс с фокусом на ключевые навыки.
Стадия развития компании. Задачи обучения в стартапе, растущей или зрелой организации различаются. На этапе роста упор может делаться на тиражирование опыта, а в условиях кризиса — на переквалификацию или адаптацию к изменениям.
Это группа методов обучения персонала, которые пришли из классического образования — это лекции, семинары, практические занятия. Они остаются актуальными благодаря надёжности и предсказуемости результатов.
Наиболее эффективный метод для передачи теории. Это приём, когда эксперт устно передаёт знания группе слушателей. Материал обычно структурируют по темам, и устный рассказ поддерживают презентацией, графиками или другими визуальными элементами.
Лекцию проводят очно или онлайн, в формате вебинара.
Особенности:
Преимущества:
Недостатки:
Чтобы нивелировать или полностью убрать недостатки, нужно сочетать лекцию с другими методами, например, практическими занятиями и сбором обратной связи. И выбирать лектора, который умеет контактировать с аудиторией.
Обычно на лекции выступает один лектор и много учеников. Стандартное время на раскрытие темы очно — 1,5 часа. Можно организовать и несколько лекций в день, но усваивать материал из-за этого многим ещё сложнее. Время онлайн-уроков может варьироваться, и они могут быть короткими или очень большими
Это технология обучения в группе, которая строится на дискуссии между участниками. Метод сочетает передачу теории и отработку практики. В отличие от лекции, здесь обучающиеся активно взаимодействуют друг с другом и с ведущим. Они могут обсуждать заранее известную тему, решать кейсы, проводить мозговые штурмы и обмениваться мнениями.
Семинары лучше проводить очно, в онлайн формате не получится реализовать все возможности метода.
Особенности:
Преимущества:
Недостатки:
Чтобы окупить семинар, нужно тщательно подходить к выбору модератора и использовать метод для тех задач, которые не решить другими методами.
Обычно участники собираются на семинар очно и он длится не менее полутора часов
Метод, когда сотрудники применяют знания в условиях, максимально приближенных к реальным рабочим ситуациям. Участники решают рабочие задачи, отрабатывают навыки через деловые игры, симуляции и реальные кейсы компании.
Проводится в основном очно. Занятия могут проходить в формате тренингов, мастер-классов или рабочих сессий с использованием реальных инструментов и процессов организации. В онлайн-формате можно отрабатывать очень ограниченное количество навыков.
Особенности:
Преимущества:
Недостатки:
Чтобы практические занятия были эффективными, нужен мощный профильный материал — много кейсов от компании, хорошая теоретическая подготовка персонала. А также важно внимательно подойти к выбору тренера или тандему «эксперт+тренер».
Практические занятия могут длиться так же как и семинар — от полутора до нескольких часов
Современные методы профессионального обучения персонала появились с развитием технологий.
Речь идёт об обучении сотрудников в онлайн-формате.Сотрудники получают доступ к учебным материалам — курсам, видео, тестам — через специальную платформу, LMS. Учиться можно в индивидуальном темпе без привязки к месту и времени.
Этот метод подходит для массовой передачи знаний: например, чтобы быстро ознакомить всех сотрудников с новыми правилами компании или провести обязательный инструктаж по безопасности. Это лучший способ обучать команды в разных городах. Однако для сложных тем, где нужна практика и живое обсуждение, его лучше дополнять очными встречами.
Особенности:
Преимущества:
Недостатки:
Чтобы недостатки были незаметными, нужно тщательно подходить к выбору платформы — искать варианты, где поддерживаются интерактивные курсы. А чтобы eLearning был максимально эффективным для прикладных специальностей, его нужно сочетать с практическими занятиями, тренингами.
Каждый ученик может проходить уроки там, где ему удобно — на работе, дома, в кафе или в транспорте
Это метод повышения квалификации в реальном времени, где преподаватель и участники общаются через специальную платформу — вебинарную комнату. Участники могут видеть презентацию, слышать голос ведущего, задавать вопросы в чате и участвовать в опросах.
Метод сохраняет элементы очного взаимодействия: живое общение, мгновенную обратную связь, групповые обсуждения. Если вебинар записывают, его можно пересмотреть в удобное время или добавить в электронный курс.
В таком формате можно проводить онлайн-тренинги, консультации и презентации, то есть любую встречу, где важно общаться в прямом эфире. Но для его успеха нужна надёжная техника и стабильный интернет.
Особенности:
Преимущества:
Недостатки:
По возможности, компании стоит обеспечивать сотрудников нужным оборудованием. А при выборе ведущего ориентироваться, есть ли у него опыт работы с аудиторией в онлайн-формате.
Уроки в виртуальных классах обычно занимают не меньше полутора часов, а обучающимся лучше заниматься на компьютере
Микрообучение — это новейший метод обучения персонала, когда информация подаётся небольшими порциями. Обычно урок занимает до 5–7 минут. Каждый модуль посвящается одной конкретной теме или навыку и может включать короткие видео, инфографику, интерактивные задания или тесты. Формат соответствует современному ритму жизни и привычке потреблять информацию небольшими блоками.
Микрообучение эффективно работает, когда нужно, чтобы работники быстро освоили конкретные навыки, повторили материал и решили узкие задачи. Для комплексности его стоит сочетать с другими форматами.
Особенности метода:
Преимущества:
Недостатки:
Важно продумать последовательность тем, в которой сотрудники будут изучать материал. Помните, что формат не подходит для развития сложных навыков — тех, где нужно глубоко погружаться в тему.
Учиться можно где угодно, а время на урок занимает не больше 10 минут
Геймификация — это внедрение игровых элементов в учебный процесс. Это системы баллов, бейджей, рейтинговые таблицы, виртуальные награды и соревновательные механики. Метод превращает учёбу в увлекательный процесс, сохраняя при этом образовательные цели.
Это не игра, а система мотивации, которая основана на естественном стремлении людей к соревнованию и достижению целей.
Особенности:
Преимущества:
Недостатки:
Геймификация эффективна, когда персоналу в организации обучение кажется рутиной и нужно повысить вовлечённость. Требует тщательной проработки и баланса между игровыми и учебными элементами.
Где можно изучать материал — очно или онлайн — и сколько времени понадобится на один урок зависит от формата, который включает геймификацию
Это практический метод обучения персонала на рабочем месте. Сотрудник получает набор реальных рабочих задач, документов и проблем, которые он должен решить за несколько часов. Этот способ часто используют при оценке кандидатов на руководящие должности.
Особенности:
Преимущества:
Недостатки:
Метод используют только для узких задач, иначе есть риск зря потратить деньги.
Баскет-метод требует длительной концентрации внимания
Это индивидуальный метод обучения работников. Опытный сотрудник организации передаёт знания и навыки новичку или менее опытному коллеге. Обучение проходит на рабочем месте и основано на практике.
Наставничество эффективно работает для адаптации новичков и развития мягких навыков.
Особенности:
Преимущества:
Недостатки:
Чтобы успешно внедрить метод, важно отобрать мотивированных наставников, и сначала обучить их педагогическим навыкам и методикам обратной связи. А также надо установить конкретные измеримые цели для каждой пары «наставник-ученик» с фиксированными сроками, внедрить систему мотивации — бонусы, карьерные преимущества. Ещё следует регулярно отслеживать прогресс через оценочные встречи и корректировать программу по результатам обратной связи от участников.
В отличие от других методов передачи знаний наставничество — самый длительный. Он может длиться от двух недель до нескольких месяцев
Это микс современных методов и технологий обучения персонала, интеграция очных и онлайн-форматов в единый учебный процесс. Работники изучают теорию сами через онлайн-курсы, а практические навыки отрабатывают на очных сессиях с тренером.
Смешанная технология идеально подходит для программ, где нужно обучить много людей, но при этом дать им реальные практические навыки.
Особенности:
Преимущества:
Недостатки:
Для эффективности важно связать онлайн- и очные форматы в единую систему обучения. Отслеживать прогресс можно через LMS — нужно только выбрать лучшую, подходящую под бизнес-задачи. А ещё нужно грамотно подобрать тренеров, которые умеют работать в гибридном формате и соединять оба компонента в целостный процесс.
Смешанное обучение — это целая система, составленная из разных методов и форматов передачи знаний
| Метод | Кому подойдёт | Преимущества | Недостатки | 
| Лекции | Для больших групп, для эффективного обучения теории | Широкий охват аудитории, низкая стоимость, структурированная подача | Низкая вовлечённость, нет практики, пассивное усвоение материала | 
| Семинары | Для решения практических задач, развития мягких навыков, обмена опытом | Развитие критического мышления, интерактивность, обратная связь | Ограниченный размер группы, требует высокого профессионализма модератора, высокая стоимость | 
| Практические занятия | Для отработки конкретных навыков на практике | Высокое усвоение, отработка рабочих задач без риска для компании | Ресурсоёмкость, требует индивидуального подхода, нужна предварительная подготовка | 
| Электронное обучение (eLearning) | Для массовой передачи стандартов, инструктажа, команд в разных филиалах | Масштабируемость, экономия ресурсов компании, гибкость, стандартизация, автоматическая аналитика | Требует самодисциплины, минимум живого общения, не для сложных практических навыков | 
| Виртуальные классы/Вебинары | Для онлайн-тренингов, совещаний, презентаций с живым общением | Экономия ресурсов компании, личный контакт, интерактивность, записи, которые можно пересматривать | Зависимость от интернета и техники, сложность удержания внимания, привязка ко времени | 
| Микрообучение | Для быстрого освоения узких тем, повторения, интеграции в рабочий процесс | Для быстрого освоения узких тем, повторения, интеграции в рабочий процессЭкономия времени, высокая усвояемость, мобильность, вовлечённость | Не для сложных тем, риск фрагментарности знаний, требует тщательной проработки контента — умения расставлять приоритеты | 
| Геймификация | Для повышения вовлечённости в рутинное обучение, мотивации | Повышение мотивации, лучшее усвоение, здоровое соревнование | Риск подмены учебных целей игровыми, не всеми воспринимается серьёзно | 
| Баскет-метод | Для оценки и развития руководителей, проверки стратегического мышления | Проверка в условиях, близких к реальности, развитие тайм-менеджмента | Сложность разработки кейсов, большие временные затраты, не масштабируется | 
| Наставничество | Для адаптации новичков, развития мягких навыков, подготовки кадрового резерва | Индивидуальный подход, практичность, сокращение сроков адаптации | Снижение продуктивности наставника в рабочих задачах, риск субъективной оценки, сложно масштабировать | 
| Смешанное обучение | Для комплексных программ, где нужно сочетать массовость и глубину практики | Гибкость, персонализация, экономическая эффективность, практическая направленность | Сложность координации, риск дисбаланса теории и практики | 
Если выбрать неподходящий формат, можно потратить бюджет и время впустую. Но правильный подход даст реальные результаты: сотрудники освоят нужные навыки, а компания получит отдачу.
Чтобы не ошибиться, используйте пошаговый план. Он поможет системно подойти к выбору методов и избежать ошибок.
Чётко сформулируйте, каких результатов нужно достичь. Например: повысить продажи на 15%, сократить количество ошибок в отчётности, внедрить новое программное обеспечение. Цели должны быть измеримыми и привязаны к бизнес-задачам.
Проанализируйте текущий уровень знаний работников. Проведите тестирование, опросы или интервью. Учитывайте особенности целевой аудитории: возраст, опыт работы, предпочтительные форматы.
Оцените доступные ресурсы: бюджет, время, технические возможности. Учтите корпоративную культуру и географию сотрудников. Например, для распределённой команды подойдут дистанционные форматы.
Соотнесите цели, потребности сотрудников и возможности компании. Для теории эффективны онлайн-курсы, для практики — тренинги и наставничество. Часто оптимально сочетать несколько методов.
Создайте детальный план, включающий учебный контент, сроки реализации, ответственных лиц и систему поддержки участников. Разработайте практические задания и кейсы, которые соответствуют реальным рабочим ситуациям. Важно предусмотреть этап пилотного тестирования программы на небольшой группе для своевременной корректировки материалов.
Используйте многоуровневую систему оценки. На первом уровне с помощью анкетирования узнайте, насколько участники удовлетворены. На втором — оцените усвоение знаний с помощью тестов и практических заданий.
Через 2–3 месяца проведите оценку, как персонал организации использует навыки в работе. Сделать это можно через наблюдение и интервью с руководителями. Ключевой показатель — влияние на бизнес-метрики: производительность, качество работы, достижение KPI.
Регулярно собирайте обратную связь от участников и руководителей. Анализируйте результаты и вносите корректировки в программу. Развитие команды — непрерывный процесс, а не разовое мероприятие.
Частота зависит от специфики бизнеса и динамики изменений в отрасли. Рассмотрим основные подходы к планированию учебных мероприятий.
В IT, digital-маркетинге и других динамичных отраслях обучение должно быть постоянным. Например, план может быть таким:
В консервативных сферах, например, на производстве или в госучреждениях, достаточно:
Адаптационные программы проводятся в первые три месяца работы. Это обязательный минимум для быстрого вхождения в должность.
Ключевой принцип — профилактический подход. Не стоит ждать, когда знания устареют, а проблемы станут явными. Создавайте культуру непрерывного развития, где обучение становится естественной частью рабочего процесса.
Как показал пример с двумя менеджерами в начале статьи, выбор методов обучения работников напрямую влияет на бизнес-результаты. Мы рассмотрели 10 различных подходов — от традиционных лекций до современных цифровых форматов. У каждого из них есть свои преимущества и оптимальные сферы применения. Ваша задача — подобрать комбинацию, которая лучше всего отвечает специфике вашей компании и решает конкретные бизнес-задачи.
Помните: грамотное обучение персонала — это стратегический ресурс компании. Начните с внедрения 1–2 основных методов обучения персонала и постепенно развивайте образовательную систему, ориентируясь на измеримые результаты.
Как лучше адаптировать новичков, снизить текучесть и сократить затраты на обучение? Эти вопросы знакомы каждому…
Разработку курсов часто начинают с выбора тем, подготовки материалов и планирования модулей. Но чтобы обучение…
Как понять, насколько сотрудники справляются со своими обязанностями и куда им двигаться дальше? Простые наблюдения…
«Оценка компетенций сотрудников помогает выстраивать их развитие в правильном направлении.» Успешный бизнес — это прежде…
В этой статье расскажем, зачем компаниям нужны эксперты по обучению персонала и какие навыки требуются…
Из этой статьи вы: Узнаете, из каких элементов состоит эффективный онлайн-курс. Поймёте, как выбрать подходящую…