«Собрать материалы и раздать сотрудникам — не значит обучить»

Чтобы люди освоили навыки, а компания получила результат, стоит подходить к обучению системно. Иначе даже самую важную информацию могут забыть и не применить на практике.

Педагогический дизайн помогает проектировать обучение так, чтобы оно достигало конкретных целей. Подход особенно актуален для бизнеса, где нужно не просто усвоить материал, а изменить поведение. Например, сократить число ошибок или ускорить обработку заявок.

Я работаю методистом в EdTech-компании iSpring 6 лет. А ещё преподаю на курсе «Методист онлайн-курсов» Академии iSpring. Каждый день я проектирую курсы через призму педагогического дизайна и учу этому новичков.

В статье поделюсь своим опытом и расскажу, что такое педагогический дизайн. Вы узнаете:

  • какие принципы лежат в основе педагогического дизайна;
  • чем занимаются педагогические дизайнеры;
  • что такое алгоритмы проектирования в работе дизайнера;
  • как использовать модели педагогического дизайна.
Светлана Колесникова

Светлана Колесникова

Методист Академии iSpring

Что такое педагогический дизайн

Педагогический дизайн (с англ. instructional design) — это системный подход к созданию продуктивного обучения. Он включает разные технологии проектирования учебных материалов, которые помогают обучающимся быстрее и качественнее усваивать знания.

Термин пришёл к нам из зарубежной практики, где под instructional design понимают разработку учебных материалов. Основные задачи в рамках instructional design: продумать структуру курса, написать сценарий, создать упражнения для проверки знаний.

В современном образовании есть более широкий подход — learning experience design (LXD), или проектирование учебного опыта. Он охватывает всё, что переживает человек во время обучения: как осваивает материал, какие эмоции испытывает, в какой среде учится.

В отличие от классического подхода, где ученик пассивен и за него придумывают цели обучения и выдают все материалы, в LXD он активен. Например, как на нашем курсе «Методист онлайн-курсов», где студенты сами ставят себе цели, отслеживают прогресс и взаимодействуют с наставниками.

В России понятия instructional design и learning experience design часто объединяют под общим названием «педагогический дизайн». В статье сосредоточимся именно на проектировании учебных материалов — классическом instructional design.

Чем занимаются педагогические дизайнеры

На российском рынке профессия педагогического дизайнера очень близка к методисту. Такой специалист обычно анализирует запрос бизнеса на обучение, разрабатывает под него учебные материалы и оценивает результат.

Пример описания вакансии методиста

В вакансиях часто указывают сразу два названия специальности: педагогический дизайнер и методист

Часто от методиста или педагогического дизайнера ждут комплексного решения: он должен и составить программу, и подготовить материалы, и организовать процесс обучения. В зависимости от места работы акценты могут смещаться — где-то больше внимания уделяют разработке учебных материалов, а где-то на первый план выходит проектирование образовательного опыта, то есть LXD.

К стандартному набору задач педагогического дизайнера можно отнести следующие:

Анализ потребностей бизнеса и сотрудников. Педагогический дизайнер изучает бизнес-цели и аудиторию. Он выявляет, какие знания и навыки нужны сотрудникам для решения рабочих задач.

Проектирование структуры обучения. На основе анализа специалист выстраивает чёткую программу обучения. Материал делится на логичные модули, где каждый блок готовит к следующему.

Разработка материалов. Дизайнер подбирает оптимальные форматы: онлайн-курсы, видео, лонгриды. Для закрепления знаний создаёт практические задания и тесты.

Оценка эффективности. После обучения анализирует, как изменилось качество работы, применяют ли сотрудники новые знания в решении реальных задач, и думает, что можно улучшить.

Педагогические дизайнеры особенно востребованы в бизнесе. Любая компания, которая хочет оставаться конкурентоспособной, сталкивается с необходимостью системного обучения сотрудников. Будь то банк, IT-компания или розничная сеть — везде нужны люди, которые могут сделать корпоративное обучение не формальностью, а рабочим инструментом.

В учебных заведениях специалист тоже превращает обучение в результативный опыт. В школах и вузах он создаёт курсы, которые соответствуют ФГОС и возрастным особенностям учеников. А в коммерческих онлайн-школах разрабатывает образовательные продукты с вовлекающей подачей и системой мотивации, чтобы усилить конкурентоспособность школы на рынке.

Принципы педагогического дизайна

Лучше понять суть педагогического дизайна можно, если обратиться к теоретическим основам этого подхода. В педагогическом дизайне существует множество концепций — от принципов Роберта Ганье до моделей Блума. В корпоративном обучении я чаще опираюсь на андрагогику Малколма Ноулза — науку об обучении взрослых. Её принципы универсальны: они работают для очных тренингов, онлайн-курсов и смешанных программ.

Ориентация на опыт. Взрослые учатся через призму своего профессионального и жизненного опыта. В действительно полезных курсах лучше использовать кейсы, аналогии и реальные ситуации из работы.

Практическая направленность. Обучение должно решать конкретные задачи. Взрослые мотивированы, когда сразу понимают, как применять новые знания в текущей работе.

Самостоятельность. Взрослые предпочитают контролировать учебный процесс: выбирать темп, последовательность тем и формат взаимодействия. Например, микрообучение вместо длинных лекций.

Фокус на проблеме. Лучший стимул — актуальный вопрос, который волнует сотрудников. Программы строят вокруг реальных рабочих вызовов, а не абстрактных теорий.

Внутренняя мотивация. В отличие от детей, взрослые учатся, когда понимают личную выгоду. Важно показывать прямую связь между навыками и карьерными перспективами.

Принципы андрагогики помогают лучше настроиться на свою целевую аудиторию, учесть её особенности в обучении и сделать занятия максимально полезными и для компании, и для сотрудников.

Алгоритмы педагогического дизайна

Педагогический дизайнер организует свою работу по алгоритмам — способам проектирования учебных материалов. Рассмотрим самые популярные из них, чтобы лучше понять, что такое педагогический дизайн и как его применяют в работе.

ADDIE

Алгоритм ADDIE разработали американские специалисты Центра образовательных технологий при Университете штата Флорида в 1970-е годы. Он считается классическим и подходит для большинства учебных программ. Мы в Академии iSpring обычно работаем с ним.

ADDIE — это аббревиатура, которая обозначает пять этапов разработки курса.

Схема модели ADDIE

Разработку курса по ADDIE начинают с этапа «Анализ» и заканчивают «Оценкой»

Рассмотрим каждый этап подробнее:

Анализ (Analysis)

На этом этапе педагогический дизайнер собирает информацию и изучает:

  • запрос заказчика;
  • проблему, которую должен решить курс;
  • целевую аудиторию (текущие знания, предпочтения и опыт обучающихся);
  • технические возможности (с каких устройств будут проходить курс);
  • материалы от экспертов (если они есть).

После анализа педагогический дизайнер понимает, сможет ли обучение решить запрос бизнеса и каким образом. Он формулирует измеримые и понятные цели обучения и составляет список ожидаемых результатов.

Это очень важный этап: чем детальнее и глубже проведут исследование вначале, тем меньше времени и ресурсов займёт доработка курса после тестирования.

Проектирование (Design)

Специалист проектирует «скелет» будущего курса:

  • выбирает подход к проектированию содержательной части курса;
  • формулирует учебные задачи (шаги к достижению учебных целей);
  • определяет формат обучения (курс, видеолекция, лонгрид, тренинг);
  • продумывает концепт и структуру материала;
  • создаёт план-схему упражнений;
  • планирует инструменты оценки.

На выходе получается прототип содержания будущего курса.

Разработка (Development)

Педагогический дизайнер работает над содержательной частью курса:

  • пишет сценарий;
  • проектирует упражнения;
  • создаёт сопроводительные материалы (чек-листы или памятки).

На этом этапе также разрабатывают дизайн курса, верстают его и тестируют результат. В командах с разделением ролей эти задачи обычно выполняют дизайнеры, разработчики и тестировщики курсов.

Внедрение (Implementation)

Курс выходит на свою аудиторию. Ученики узнают о нём и получают доступ к урокам в системе дистанционного обучения или в очном формате, например приходят на тренинг или лекцию.

После релиза курса педагогический дизайнер наблюдает за реакцией сотрудников на обучение, получает от них обратную связь и делает предварительные выводы об эффективности курса.

Оценка (Evaluation)

На этапе «Оценка» специалист:

  • проводит опрос среди обучающихся;
  • оценивает метрики обучения;
  • анализирует результаты тестов;
  • получает обратную связь от заказчика.

С помощью этой информации он определяет, удалось ли достичь целей обучения и решить проблему заказчика. Если обучение не решило проблемы, дизайнер продолжает работу над курсом: заново проходит все этапы разработки и находит, что можно улучшить.

Преимущества и недостатки алгоритма ADDIE

SAM

SAM разработал американский доктор в области психологии обучения Майкл Аллен в 2012 году. Аббревиатура SAM расшифровывается как Successive Approximation Model (модель последовательного приближения).

В отличие от линейного алгоритма ADDIE, SAM предполагает работу итерациями. Не нужно долго анализировать, проектировать и только затем разрабатывать материал. По алгоритму SAM можно сразу создать упрощённый прототип курса, протестировать его и последовательно улучшать через циклы доработок.

SAM позволяет вносить изменения в курс и исправить ошибки ещё до запуска. Это делает его идеальным для проектов, где важна скорость и гибкость, но требует готовности команды к постоянным корректировкам.

Работу алгоритма SAM можно представить в виде схемы.

Схема работы алгоритма SAM

Каждый этап алгоритма SAM проходят как можно быстрее и по несколько раз, чтобы создать эффективное обучение в сжатые сроки

Алгоритм SAM состоит из трёх этапов:

Подготовка (Preparation)

Педагогический дизайнер собирает информацию для будущего курса, как на этапе «Анализ» ADDIE. На основе этих данных проводят мозговой штурм и решают, как будет выглядеть первая версия курса.

Если в ADDIE этап «Анализ» — это длительный процесс, то в SAM специалист должен быстро пройти подготовительную фазу и создать прототип программы.

Итерационное проектирование (Iterative Design)

Педагогический дизайнер разрабатывает прототип курса и создаёт первую версию продукта, чтобы его могли оценить все заинтересованные стороны.

Этот этап — аналог «Проектирования» и «Разработки» в ADDIE. Главное отличие в том, что первая версия продукта в SAM собирается без тщательной проработки и заранее предполагает правки.

Итерационная разработка (Iterative Development)

На этом этапе выходит первая версия курса, её тестируют. Затем назначают сотрудникам, собирают обратную связь и дорабатывают по замечаниям.

Курс публикуют, а потом оценивают и дорабатывают столько, сколько потребуется для эффективного обучения.

Преимущества и недостатки алгоритма SAM

Модели педагогического дизайна

Независимо от того, по какому алгоритму работает педагогический дизайнер, он проектирует структуру и содержание обучения. В этом помогают модели — системы принципов и методов для разработки эффективных учебных программ.

Моделей в педагогическом дизайне много. Например, ARCS, которая фокусируется на мотивации обучающихся, или модель Дика и Кэри, которая уделяет большое внимание контексту обучения. Мы в Академии iSpring, исходя из опыта, выделили три наиболее универсальные модели: модель обратного дизайна, цикл Колба и 4C/ID. Какие бы курсы мы ни проектировали, они всегда помогают. Сконцентрируемся на этих моделях.

Обратный дизайн (Backward Design)

Модель обратного дизайна предложил в 1949 году американский педагог Ральф В. Тайлер. Согласно этой модели, обучение проектируют от результата. Сначала педагогический дизайнер собирает карту компетенций под должность (список целевых навыков и умений), а затем формулирует образовательные результаты курса. Это становится отправной точкой для проектирования структуры, сценария и практических заданий.

Модель обратного дизайна

В модели обратного дизайна важно сформулировать желаемые результаты, чтобы спроектировать полезное обучение

Когда результат обучения точно сформулирован, педагогическому дизайнеру проще выбрать материал для учебной программы и придумать практические задания. А обучающиеся с первого дня чётко видят, какие знания и навыки приобретут, — это повышает вовлечённость и мотивацию.

Цикл Колба

Модель разработал в 1984 году американский теоретик обучения взрослых Дэвид Колб.

Здесь фокус с результатов смещается на проектирование от опыта. Оно основано на теории конструктивизма, согласно которой знание не передаётся, а создаётся на основе уже имеющегося опыта взаимодействия человека с окружающим миром.

У каждого свой индивидуальный опыт, поэтому нельзя спрогнозировать точный результат обучения. Педагогический дизайнер может лишь задать направление, в котором должен двигаться обучающийся.

Цикл Колба состоит из четырёх этапов, которые можно комбинировать.

Этапы цикла Колба

Этапы цикла Колба: новый опыт, рефлексия, теория и эксперимент

Цикл Колба объясняет, как люди учатся в принципе. В корпоративном онлайн-обучении его применяют в упрощённом виде:

Новый опыт. Ситуация, в которой человеку нужно выполнить предложенное действие и получить из этого новые знания, навыки или ощущения.

Рефлексия. Осмысление полученного опыта и наблюдение за своими эмоциями и мыслями.

Теория. Размышление, во время которого появляются новые идеи, выводы и обобщения.

Эксперимент. Пробное применение новых знаний на практике с использованием инсайтов с предыдущего шага. После этого у обучающегося формируется понимание, как новые знания и идеи работают на практике.

С помощью цикла Колба педагогический дизайнер может спроектировать пути решения задач, которые помогут достичь образовательных результатов. А студенты приобретут практические навыки, которые сразу подкрепятся реальным опытом.

4C/ID (The Four-Component Instructional Design)

4C/ID — одна из самых современных моделей проблемно ориентированного обучения. Её разработал в 1990-е годы профессор кафедры обучения и педагогики Маастрихтского университета Йерун Дж. Г. ван Мариенбор.

В обучении, которое спроектировано в рамках проблемно ориентированного подхода, учащиеся осваивают новые компетенции через решение реальных (аутентичных) проблем или задач. Модель 4C/ID объединяет три ключевых аспекта обучения: знания (факты и теории), навыки (алгоритмы действий) и установки (ценности и мотивация). Учебный процесс строится вокруг реальных задач, чтобы студенты могли анализировать контекст, принимать решения и применять навыки в изменяющихся условиях.

Рассмотрим компоненты 4C/ID подробнее:

Учебные задачи

В основе модели лежат целостные, аутентичные учебные задачи, с которыми учащимся предстоит столкнуться после обучения. Например, для медицинского курса — помощь при ожоге или остановка кровотечения, для проектных менеджеров — расчёт сроков и планирование этапов проекта.

Задачи в модели 4C/ID разделены на классы и выстраиваются по принципу постепенного усложнения. Так формируется гибкий навык — способность адаптировать знания под разные условия. Важно, что каждая задача требует не просто воспроизведения информации, а анализа, принятия решений и оценки последствий.

Поддерживающая информация

Это теоретическая информация, которая погружает в контекст задачи, но не даёт готового алгоритма решения. Чтобы найти его, обучающемуся нужно внимательно изучить и проработать поддерживающую информацию. Например, для курса по переговорам — модели коммуникации, типы возражений, психологические приёмы.

Поддерживающая информация относится ко всем учебным задачам в рамках одного класса. Поэтому она может быть предоставлена как до того, как обучающиеся начнут работать над новым классом задач, так и во время работы.

Процедурная информация

Процедурные материалы содержат чёткие инструкции к действию. Это пошаговые алгоритмы, чек-листы, правила. Например, в курсе по тайм-менеджменту процедурной информацией будет шаблон матрицы Эйзенхауэра или памятка по заполнению ежедневника.

Процедурная информация объясняет, как выполнять стандартные действия, которые всегда делают одинаково: например, работать с кассой или оформлять заявки в системе. Такую информацию лучше давать прямо перед тем, как обучающийся впервые приступает к заданию. Это минимизирует когнитивную нагрузку: студент не тратит силы на вспоминание шагов, а сосредотачивается на качестве их выполнения. По мере освоения навыка подсказки нужны всё меньше.

Частичная практика

В состав комплексных навыков входят более простые навыки. Например, чтобы оказать первую помощь при ожоге, нужно определить степени ожога, обработать рану, наложить повязку.

При этом наложить повязку — это навык, который отрабатывается многократным повторением. Чтобы не тратить на подобные навыки много времени в рамках решения комплексной задачи, авторы модели 4C/ID рекомендуют доводить их до автоматизма. В этом поможет частичная практика. Её суть в том, что после первого наложения повязки это действие нужно повторить много раз, чтобы потом делать на автомате.

Частичной практикой в курсе по оказанию медицинской помощи также может быть тренировка наложения жгута на тренажёре или отработка дыхания рот в рот на манекене.

Модель 4C/ID изображают в виде схемы.

Схема модели педдизайна 4C/ID

Чёрными треугольниками в больших кругах обозначается вариативность практики, оранжевой заливкой — уровень поддержки во время выполнения задачи, а пунктирными линиями — классы задач

4C/ID помогает спроектировать обучение, где теория и практика неразрывно связаны. Так обучающиеся получают глубокое понимание темы и осваивают не разрозненные знания, а готовые схемы действий, которые можно применять в реальной жизни. Это позволяет эффективно обучать сложным навыкам, например управлению проектами или ведению сложных переговоров.

Глубже понять, что такое педагогический дизайн, узнать больше о его моделях и алгоритмах, а также отработать знания на практике, можно на курсе «Методист онлайн-курсов» Академии iSpring.

За 3 месяца вы научитесь:

  • разрабатывать учебные материалы;
  • строить работу над курсом по алгоритмам ADDIE и SAM;
  • проектировать материалы по моделям: 4C/ID, цикл Колба и обратный дизайн;
  • формулировать цели обучения;
  • разрабатывать концепт и структуру курса;
  • писать сценарий курса и проектировать проверочные задания;
  • использовать принципы UI/UX-дизайна в учебных материалах;
  • применять AI-технологии в работе.

Старт 6 сентября Методист онлайн-курсов

На практике освоите компетенции методиста онлайн-курсов: от правильной постановки цели обучения до оценки результатов с помощью метрик.

Подробнее Старт 6 сентября

В заключение хочется напомнить, что педагогический дизайн — это не просто упаковка контента, а создание продуманной системы обучения, где каждое решение работает на результат. Внедряя его принципы, вы превращаете курсы из формальности в инструмент, который действительно меняет поведение людей и помогает бизнесу расти.