«Собрать материалы и раздать сотрудникам — не значит обучить»
Чтобы люди освоили навыки, а компания получила результат, стоит подходить к обучению системно. Иначе даже самую важную информацию могут забыть и не применить на практике.
Педагогический дизайн помогает проектировать обучение так, чтобы оно достигало конкретных целей. Подход особенно актуален для бизнеса, где нужно не просто усвоить материал, а изменить поведение. Например, сократить число ошибок или ускорить обработку заявок.
Я работаю методистом в EdTech-компании iSpring 6 лет. А ещё преподаю на курсе «Методист онлайн-курсов» Академии iSpring. Каждый день я проектирую курсы через призму педагогического дизайна и учу этому новичков.
В статье поделюсь своим опытом и расскажу, что такое педагогический дизайн. Вы узнаете:
- какие принципы лежат в основе педагогического дизайна;
- чем занимаются педагогические дизайнеры;
- что такое алгоритмы проектирования в работе дизайнера;
- как использовать модели педагогического дизайна.
Методист Академии iSpring
Что такое педагогический дизайн
Педагогический дизайн (с англ. instructional design) — это системный подход к созданию продуктивного обучения. Он включает разные технологии проектирования учебных материалов, которые помогают обучающимся быстрее и качественнее усваивать знания.
Термин пришёл к нам из зарубежной практики, где под instructional design понимают разработку учебных материалов. Основные задачи в рамках instructional design: продумать структуру курса, написать сценарий, создать упражнения для проверки знаний.
В современном образовании есть более широкий подход — learning experience design (LXD), или проектирование учебного опыта. Он охватывает всё, что переживает человек во время обучения: как осваивает материал, какие эмоции испытывает, в какой среде учится.
В отличие от классического подхода, где ученик пассивен и за него придумывают цели обучения и выдают все материалы, в LXD он активен. Например, как на нашем курсе «Методист онлайн-курсов», где студенты сами ставят себе цели, отслеживают прогресс и взаимодействуют с наставниками.
В России понятия instructional design и learning experience design часто объединяют под общим названием «педагогический дизайн». В статье сосредоточимся именно на проектировании учебных материалов — классическом instructional design.
Чем занимаются педагогические дизайнеры
На российском рынке профессия педагогического дизайнера очень близка к методисту. Такой специалист обычно анализирует запрос бизнеса на обучение, разрабатывает под него учебные материалы и оценивает результат.
В вакансиях часто указывают сразу два названия специальности: педагогический дизайнер и методист
Часто от методиста или педагогического дизайнера ждут комплексного решения: он должен и составить программу, и подготовить материалы, и организовать процесс обучения. В зависимости от места работы акценты могут смещаться — где-то больше внимания уделяют разработке учебных материалов, а где-то на первый план выходит проектирование образовательного опыта, то есть LXD.
К стандартному набору задач педагогического дизайнера можно отнести следующие:
Анализ потребностей бизнеса и сотрудников. Педагогический дизайнер изучает бизнес-цели и аудиторию. Он выявляет, какие знания и навыки нужны сотрудникам для решения рабочих задач.
Проектирование структуры обучения. На основе анализа специалист выстраивает чёткую программу обучения. Материал делится на логичные модули, где каждый блок готовит к следующему.
Разработка материалов. Дизайнер подбирает оптимальные форматы: онлайн-курсы, видео, лонгриды. Для закрепления знаний создаёт практические задания и тесты.
Оценка эффективности. После обучения анализирует, как изменилось качество работы, применяют ли сотрудники новые знания в решении реальных задач, и думает, что можно улучшить.
Педагогические дизайнеры особенно востребованы в бизнесе. Любая компания, которая хочет оставаться конкурентоспособной, сталкивается с необходимостью системного обучения сотрудников. Будь то банк, IT-компания или розничная сеть — везде нужны люди, которые могут сделать корпоративное обучение не формальностью, а рабочим инструментом.
В учебных заведениях специалист тоже превращает обучение в результативный опыт. В школах и вузах он создаёт курсы, которые соответствуют ФГОС и возрастным особенностям учеников. А в коммерческих онлайн-школах разрабатывает образовательные продукты с вовлекающей подачей и системой мотивации, чтобы усилить конкурентоспособность школы на рынке.
Принципы педагогического дизайна
Лучше понять суть педагогического дизайна можно, если обратиться к теоретическим основам этого подхода. В педагогическом дизайне существует множество концепций — от принципов Роберта Ганье до моделей Блума. В корпоративном обучении я чаще опираюсь на андрагогику Малколма Ноулза — науку об обучении взрослых. Её принципы универсальны: они работают для очных тренингов, онлайн-курсов и смешанных программ.
Ориентация на опыт. Взрослые учатся через призму своего профессионального и жизненного опыта. В действительно полезных курсах лучше использовать кейсы, аналогии и реальные ситуации из работы.
Практическая направленность. Обучение должно решать конкретные задачи. Взрослые мотивированы, когда сразу понимают, как применять новые знания в текущей работе.
Самостоятельность. Взрослые предпочитают контролировать учебный процесс: выбирать темп, последовательность тем и формат взаимодействия. Например, микрообучение вместо длинных лекций.
Фокус на проблеме. Лучший стимул — актуальный вопрос, который волнует сотрудников. Программы строят вокруг реальных рабочих вызовов, а не абстрактных теорий.
Внутренняя мотивация. В отличие от детей, взрослые учатся, когда понимают личную выгоду. Важно показывать прямую связь между навыками и карьерными перспективами.
Принципы андрагогики помогают лучше настроиться на свою целевую аудиторию, учесть её особенности в обучении и сделать занятия максимально полезными и для компании, и для сотрудников.
Алгоритмы педагогического дизайна
Педагогический дизайнер организует свою работу по алгоритмам — способам проектирования учебных материалов. Рассмотрим самые популярные из них, чтобы лучше понять, что такое педагогический дизайн и как его применяют в работе.
ADDIE
Алгоритм ADDIE разработали американские специалисты Центра образовательных технологий при Университете штата Флорида в 1970-е годы. Он считается классическим и подходит для большинства учебных программ. Мы в Академии iSpring обычно работаем с ним.
ADDIE — это аббревиатура, которая обозначает пять этапов разработки курса.
Разработку курса по ADDIE начинают с этапа «Анализ» и заканчивают «Оценкой»
Рассмотрим каждый этап подробнее:
Анализ (Analysis)
На этом этапе педагогический дизайнер собирает информацию и изучает:
- запрос заказчика;
- проблему, которую должен решить курс;
- целевую аудиторию (текущие знания, предпочтения и опыт обучающихся);
- технические возможности (с каких устройств будут проходить курс);
- материалы от экспертов (если они есть).
После анализа педагогический дизайнер понимает, сможет ли обучение решить запрос бизнеса и каким образом. Он формулирует измеримые и понятные цели обучения и составляет список ожидаемых результатов.
Это очень важный этап: чем детальнее и глубже проведут исследование вначале, тем меньше времени и ресурсов займёт доработка курса после тестирования.
Проектирование (Design)
Специалист проектирует «скелет» будущего курса:
- выбирает подход к проектированию содержательной части курса;
- формулирует учебные задачи (шаги к достижению учебных целей);
- определяет формат обучения (курс, видеолекция, лонгрид, тренинг);
- продумывает концепт и структуру материала;
- создаёт план-схему упражнений;
- планирует инструменты оценки.
На выходе получается прототип содержания будущего курса.
Разработка (Development)
Педагогический дизайнер работает над содержательной частью курса:
- пишет сценарий;
- проектирует упражнения;
- создаёт сопроводительные материалы (чек-листы или памятки).
На этом этапе также разрабатывают дизайн курса, верстают его и тестируют результат. В командах с разделением ролей эти задачи обычно выполняют дизайнеры, разработчики и тестировщики курсов.
Внедрение (Implementation)
Курс выходит на свою аудиторию. Ученики узнают о нём и получают доступ к урокам в системе дистанционного обучения или в очном формате, например приходят на тренинг или лекцию.
После релиза курса педагогический дизайнер наблюдает за реакцией сотрудников на обучение, получает от них обратную связь и делает предварительные выводы об эффективности курса.
Оценка (Evaluation)
На этапе «Оценка» специалист:
- проводит опрос среди обучающихся;
- оценивает метрики обучения;
- анализирует результаты тестов;
- получает обратную связь от заказчика.
С помощью этой информации он определяет, удалось ли достичь целей обучения и решить проблему заказчика. Если обучение не решило проблемы, дизайнер продолжает работу над курсом: заново проходит все этапы разработки и находит, что можно улучшить.
SAM
SAM разработал американский доктор в области психологии обучения Майкл Аллен в 2012 году. Аббревиатура SAM расшифровывается как Successive Approximation Model (модель последовательного приближения).
В отличие от линейного алгоритма ADDIE, SAM предполагает работу итерациями. Не нужно долго анализировать, проектировать и только затем разрабатывать материал. По алгоритму SAM можно сразу создать упрощённый прототип курса, протестировать его и последовательно улучшать через циклы доработок.
SAM позволяет вносить изменения в курс и исправить ошибки ещё до запуска. Это делает его идеальным для проектов, где важна скорость и гибкость, но требует готовности команды к постоянным корректировкам.
Работу алгоритма SAM можно представить в виде схемы.
Каждый этап алгоритма SAM проходят как можно быстрее и по несколько раз, чтобы создать эффективное обучение в сжатые сроки
Алгоритм SAM состоит из трёх этапов:
Подготовка (Preparation)
Педагогический дизайнер собирает информацию для будущего курса, как на этапе «Анализ» ADDIE. На основе этих данных проводят мозговой штурм и решают, как будет выглядеть первая версия курса.
Если в ADDIE этап «Анализ» — это длительный процесс, то в SAM специалист должен быстро пройти подготовительную фазу и создать прототип программы.
Итерационное проектирование (Iterative Design)
Педагогический дизайнер разрабатывает прототип курса и создаёт первую версию продукта, чтобы его могли оценить все заинтересованные стороны.
Этот этап — аналог «Проектирования» и «Разработки» в ADDIE. Главное отличие в том, что первая версия продукта в SAM собирается без тщательной проработки и заранее предполагает правки.
Итерационная разработка (Iterative Development)
На этом этапе выходит первая версия курса, её тестируют. Затем назначают сотрудникам, собирают обратную связь и дорабатывают по замечаниям.
Курс публикуют, а потом оценивают и дорабатывают столько, сколько потребуется для эффективного обучения.
Модели педагогического дизайна
Независимо от того, по какому алгоритму работает педагогический дизайнер, он проектирует структуру и содержание обучения. В этом помогают модели — системы принципов и методов для разработки эффективных учебных программ.
Моделей в педагогическом дизайне много. Например, ARCS, которая фокусируется на мотивации обучающихся, или модель Дика и Кэри, которая уделяет большое внимание контексту обучения. Мы в Академии iSpring, исходя из опыта, выделили три наиболее универсальные модели: модель обратного дизайна, цикл Колба и 4C/ID. Какие бы курсы мы ни проектировали, они всегда помогают. Сконцентрируемся на этих моделях.
Обратный дизайн (Backward Design)
Модель обратного дизайна предложил в 1949 году американский педагог Ральф В. Тайлер. Согласно этой модели, обучение проектируют от результата. Сначала педагогический дизайнер собирает карту компетенций под должность (список целевых навыков и умений), а затем формулирует образовательные результаты курса. Это становится отправной точкой для проектирования структуры, сценария и практических заданий.
В модели обратного дизайна важно сформулировать желаемые результаты, чтобы спроектировать полезное обучение
Когда результат обучения точно сформулирован, педагогическому дизайнеру проще выбрать материал для учебной программы и придумать практические задания. А обучающиеся с первого дня чётко видят, какие знания и навыки приобретут, — это повышает вовлечённость и мотивацию.
Цикл Колба
Модель разработал в 1984 году американский теоретик обучения взрослых Дэвид Колб.
Здесь фокус с результатов смещается на проектирование от опыта. Оно основано на теории конструктивизма, согласно которой знание не передаётся, а создаётся на основе уже имеющегося опыта взаимодействия человека с окружающим миром.
У каждого свой индивидуальный опыт, поэтому нельзя спрогнозировать точный результат обучения. Педагогический дизайнер может лишь задать направление, в котором должен двигаться обучающийся.
Цикл Колба состоит из четырёх этапов, которые можно комбинировать.
Этапы цикла Колба: новый опыт, рефлексия, теория и эксперимент
Цикл Колба объясняет, как люди учатся в принципе. В корпоративном онлайн-обучении его применяют в упрощённом виде:
Новый опыт. Ситуация, в которой человеку нужно выполнить предложенное действие и получить из этого новые знания, навыки или ощущения.
Рефлексия. Осмысление полученного опыта и наблюдение за своими эмоциями и мыслями.
Теория. Размышление, во время которого появляются новые идеи, выводы и обобщения.
Эксперимент. Пробное применение новых знаний на практике с использованием инсайтов с предыдущего шага. После этого у обучающегося формируется понимание, как новые знания и идеи работают на практике.
С помощью цикла Колба педагогический дизайнер может спроектировать пути решения задач, которые помогут достичь образовательных результатов. А студенты приобретут практические навыки, которые сразу подкрепятся реальным опытом.
4C/ID (The Four-Component Instructional Design)
4C/ID — одна из самых современных моделей проблемно ориентированного обучения. Её разработал в 1990-е годы профессор кафедры обучения и педагогики Маастрихтского университета Йерун Дж. Г. ван Мариенбор.
В обучении, которое спроектировано в рамках проблемно ориентированного подхода, учащиеся осваивают новые компетенции через решение реальных (аутентичных) проблем или задач. Модель 4C/ID объединяет три ключевых аспекта обучения: знания (факты и теории), навыки (алгоритмы действий) и установки (ценности и мотивация). Учебный процесс строится вокруг реальных задач, чтобы студенты могли анализировать контекст, принимать решения и применять навыки в изменяющихся условиях.
Рассмотрим компоненты 4C/ID подробнее:
Учебные задачи
В основе модели лежат целостные, аутентичные учебные задачи, с которыми учащимся предстоит столкнуться после обучения. Например, для медицинского курса — помощь при ожоге или остановка кровотечения, для проектных менеджеров — расчёт сроков и планирование этапов проекта.
Задачи в модели 4C/ID разделены на классы и выстраиваются по принципу постепенного усложнения. Так формируется гибкий навык — способность адаптировать знания под разные условия. Важно, что каждая задача требует не просто воспроизведения информации, а анализа, принятия решений и оценки последствий.
Поддерживающая информация
Это теоретическая информация, которая погружает в контекст задачи, но не даёт готового алгоритма решения. Чтобы найти его, обучающемуся нужно внимательно изучить и проработать поддерживающую информацию. Например, для курса по переговорам — модели коммуникации, типы возражений, психологические приёмы.
Поддерживающая информация относится ко всем учебным задачам в рамках одного класса. Поэтому она может быть предоставлена как до того, как обучающиеся начнут работать над новым классом задач, так и во время работы.
Процедурная информация
Процедурные материалы содержат чёткие инструкции к действию. Это пошаговые алгоритмы, чек-листы, правила. Например, в курсе по тайм-менеджменту процедурной информацией будет шаблон матрицы Эйзенхауэра или памятка по заполнению ежедневника.
Процедурная информация объясняет, как выполнять стандартные действия, которые всегда делают одинаково: например, работать с кассой или оформлять заявки в системе. Такую информацию лучше давать прямо перед тем, как обучающийся впервые приступает к заданию. Это минимизирует когнитивную нагрузку: студент не тратит силы на вспоминание шагов, а сосредотачивается на качестве их выполнения. По мере освоения навыка подсказки нужны всё меньше.
Частичная практика
В состав комплексных навыков входят более простые навыки. Например, чтобы оказать первую помощь при ожоге, нужно определить степени ожога, обработать рану, наложить повязку.
При этом наложить повязку — это навык, который отрабатывается многократным повторением. Чтобы не тратить на подобные навыки много времени в рамках решения комплексной задачи, авторы модели 4C/ID рекомендуют доводить их до автоматизма. В этом поможет частичная практика. Её суть в том, что после первого наложения повязки это действие нужно повторить много раз, чтобы потом делать на автомате.
Частичной практикой в курсе по оказанию медицинской помощи также может быть тренировка наложения жгута на тренажёре или отработка дыхания рот в рот на манекене.
Модель 4C/ID изображают в виде схемы.
Чёрными треугольниками в больших кругах обозначается вариативность практики, оранжевой заливкой — уровень поддержки во время выполнения задачи, а пунктирными линиями — классы задач
4C/ID помогает спроектировать обучение, где теория и практика неразрывно связаны. Так обучающиеся получают глубокое понимание темы и осваивают не разрозненные знания, а готовые схемы действий, которые можно применять в реальной жизни. Это позволяет эффективно обучать сложным навыкам, например управлению проектами или ведению сложных переговоров.
Глубже понять, что такое педагогический дизайн, узнать больше о его моделях и алгоритмах, а также отработать знания на практике, можно на курсе «Методист онлайн-курсов» Академии iSpring.
За 3 месяца вы научитесь:
- разрабатывать учебные материалы;
- строить работу над курсом по алгоритмам ADDIE и SAM;
- проектировать материалы по моделям: 4C/ID, цикл Колба и обратный дизайн;
- формулировать цели обучения;
- разрабатывать концепт и структуру курса;
- писать сценарий курса и проектировать проверочные задания;
- использовать принципы UI/UX-дизайна в учебных материалах;
- применять AI-технологии в работе.
В заключение хочется напомнить, что педагогический дизайн — это не просто упаковка контента, а создание продуманной системы обучения, где каждое решение работает на результат. Внедряя его принципы, вы превращаете курсы из формальности в инструмент, который действительно меняет поведение людей и помогает бизнесу расти.
Пишет про онлайн-обучение и помогает экспертам из сферы образования делиться своим опытом.