Чтобы достигать этих целей, важно повышать экспертизу сотрудников, то есть обучать их. Такая задача рано или поздно встаёт перед любой компанией. Возникает вопрос: как делать это правильно? Обычно бизнес умеет растить доходы, но не сильно понимает, как развивать у сотрудников новые навыки. Здесь появляется методист. Он помогает правильно обучать взрослых людей, чтобы они достигали нужных результатов.
Я работаю методистом в EdTech-компании iSpring 6 лет. Пришла из маркетинга: там научилась писать тексты и работать со смыслами. Позже прошла подготовку для бизнес-тренеров в Институте тренинга АРБ ПРО, где получила базу по проектированию очного обучения. Эти знания я смогла адаптировать под онлайн-форматы, так как уже с 2017 года занималась разработкой курсов и разбиралась в диджитал-сфере. Так я стала методистом онлайн-курсов.
В статье поделюсь своим опытом и расскажу, как быстро освоить профессию методиста онлайн-курсов, чем он занимается и какие карьерные перспективы есть у этой роли.
Чтобы достигать этих целей, важно повышать экспертизу сотрудников, то есть обучать их. Такая задача рано или поздно встаёт перед любой компанией. Возникает вопрос: как делать это правильно? Обычно бизнес умеет растить доходы, но не сильно понимает, как развивать у сотрудников новые навыки. Здесь появляется методист. Он помогает правильно обучать взрослых людей, чтобы они достигали нужных результатов.
Я работаю методистом в EdTech-компании iSpring 6 лет. Пришла из маркетинга: там научилась писать тексты и работать со смыслами. Позже прошла подготовку для бизнес-тренеров в Институте тренинга АРБ ПРО, где получила базу по проектированию очного обучения. Эти знания я смогла адаптировать под онлайн-форматы, так как уже с 2017 года занималась разработкой курсов и разбиралась в диджитал-сфере. Так я стала методистом онлайн-курсов.
В статье поделюсь своим опытом и расскажу, как быстро освоить профессию методиста онлайн-курсов, чем он занимается и какие карьерные перспективы есть у этой роли.
Кто такой методист онлайн-курсов
Методист — это специалист, который проектирует и оценивает онлайн-курсы и образовательные программы. Он продумывает структуру обучения, создаёт контент, помогает преподавателям лучше донести материал до учеников и анализирует результаты.
В отличие от бизнес-тренеров, которые обычно проводят тренинги очно и специализируются на одной теме, методист разбирается в онлайн-форматах и может создавать материалы для любой цели, работая в паре с предметным экспертом. На рынке труда потребность в таких специалистах только растёт. Ведь многие всё больше обучают онлайн.
Кому может подойти профессия методиста
Как правило, это усидчивые люди, которые любят анализировать информацию и креативить. Они эмпатичны, хорошо чувствуют людей и умеют вытащить нужные инсайты из разговора с заказчиком или предметным экспертом. А ещё спокойно реагируют на обратную связь.
Такие профессионалы работают в разных сферах, не только в бизнесе. В зависимости от этого они помогают достигать разных целей.
- В образовании. В вузе, школе или детском саду этот специалист отвечает за учебную программу и её соответствие требованиям государства. Например, в школе он составляет план занятий и методические материалы для преподавателей, отслеживает успеваемость учеников, составляет расписание. Всё это с опорой на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), где прописаны учебные результаты — что дети должны знать и уметь к определённому возрасту.
- В бизнесе. Такой сотрудник тоже отвечает за то, чтобы люди с помощью обучения достигли нужных результатов. Для этого он анализирует запрос компании, формирует программы обучения и оценивает их эффективность. Отличие от школы в том, что вместо ФГОСов здесь бизнес-цели, а вместо детей — взрослые люди. Поэтому в основе работы в компании лежит андрагогика — теория обучения взрослых.
- В онлайн-школе. Эксперт по методике проектирует наполнение онлайн-курсов, которые запускает школа. Он собирает информацию у экспертов, разрабатывает учебные материалы, например сценарии для видео или презентации к урокам. Проектирует проверочные задания и анализирует обратную связь от студентов, чтобы улучшить курсы.
Чем занимается методист
В какой бы сфере ни работал методист, он выполняет примерно одинаковые задачи.
Разрабатывает образовательные программы
Сначала специалист определяет образовательные цели — прописывает, чего ожидают от учащихся по итогам обучения. Затем декомпозирует каждую цель на конкретные задачи и подбирает способ их решения. Определяет формат учебного материала, прописывает содержание, прогнозирует, сколько времени уйдёт на обучение.
В учебной программе специалист по методике ставит чёткие цели обучения и продумывает, как их будут достигать
Создаёт учебные материалы
Методист может не только спланировать онлайн-курс, но и разработать все учебные материалы для него. Например, выстроить логику рассказа внутри, написать сценарий, придумать подходящий сторителлинг и спроектировать проверочные задания. А ещё поработать над дизайном, чтобы курс было комфортно проходить.
Оптимизирует образовательный продукт
Работа методиста не заканчивается после запуска обучения. Он отслеживает результаты, смотрит на метрики, собирает обратную связь от студентов. И на основе этой информации исправляет проблемы в курсе или улучшает его.
Консультирует преподавателей
Это больше относится к работе в учебных заведениях и онлайн-школе. Методист помогает преподавателям качественнее выстроить работу на уроках, например повысить вовлечённость учащихся. Для этого он может задать преподавателю такие вопросы: насколько хорошо он знает своих студентов, даёт ли им ставить свои личные цели в обучении, как распределяется когнитивная нагрузка, много ли на уроках практики? И посоветовать начинать урок с интерактивных заданий или обращаться к личному опыту студентов в примерах к занятиям.
Внедряет инновации в образовательные программы
Специалисты по методике обучают других и не перестают учиться сами. Им важно держать руку на пульсе EdTech: следить за трендами, перенимать опыт коллег или создавать свои новые способы удерживать внимание учащихся. Например, применить микрообучение или придумать, как внедрить искусственный интеллект, чтобы анализировать потребности сотрудников в обучении.
Какие навыки нужны методисту
Чтобы создавать учебные программы и улучшать процесс обучения, у профессионала есть специальные навыки.
- Работа с заказчиком. Умеет самостоятельно брифовать заказчика, проводить интервью. Опытный сотрудник может быстро установить контакт и выбрать комфортный ритм и формат встреч, а также конструктивно принимать обратную связь.
- Исследование целевой аудитории. Может составить портрет целевой аудитории курса, провести интервью и опросы среди учащихся, чтобы понять трудности, с которыми сталкиваются сотрудники в работе, и решить их через обучение.
- Проектирование обучения и заданий. Умеет выбирать и адаптировать модели проектирования под задачу и ситуацию. Знает особенности разных моделей проектирования обучения: ADDIE, SAM, дизайн-мышление, а также обратный дизайн, цикл Колба и 4C/ID.
- Работа с предметным экспертом. Устанавливает контакт с экспертом и говорит с ним на одном языке. Согласует структуру и объём курса с экспертом. Может принять решение, что войдёт в курс, а что нет, и аргументировать свою точку зрения.
- Принципы обучения взрослых. Знает особенности работы мозга, теорию когнитивной нагрузки и особенности удержания внимания в онлайне. Умеет применять эти знания в работе и создавать курсы, которые взрослые захотят проходить.
- Выбор формата курса. Разбирается в основных форматах онлайн-курсов: слайдовый курс, лонгрид и видео. Может объяснить сильные и слабые стороны каждого формата, «защитить» свой выбор перед экспертом и заказчиком.
- Работа с текстом. Пишет понятным для целевой аудитории языком. Может создать вовлекающие названия курса и модулей, интересно изложить материал.
- Разработка заданий. Составляет вопросы под частые кейсы и упражнения на запоминание. Проектирует домашние задания и сопроводительные материалы к курсу: чек-листы, памятки, рабочие тетради.
- Принципы подачи визуальной информации. Знает и применяет законы UX- и UI-дизайна и паттерны восприятия информации, когда работает над онлайн-курсом. Понимает, сколько информации можно размещать на одном слайде.
- Оценка эффективности обучения. Умеет измерять эффективность обучения по модели Киркпатрика и рассчитывать ROI по модели Филлипса, а также образовательные метрики COR, CSI, NPS, TR.
Как стать методистом
Профессия методиста онлайн-курсов новая. Она стала востребованной примерно в конце 2010-х годов, с бурным ростом онлайн-образования. Этой специальности не обучают в вузах, поэтому у многих возникает вопрос: как войти в сферу новичку?
Любить обучать независимо от вашей специальности
Чтобы работать методистом в учебном учреждении, нужно педагогическое образование. Но для работы в бизнесе такого правила нет. Здесь будут отталкиваться от кейсов. Специалистов в этом деле без высшего образования я пока не встречала. В основном в нашей сфере больше гуманитариев: психологов, филологов, лингвистов. Сама я социолог, например.
Но нельзя говорить, что есть какая-то абсолютно подходящая специальность, после которой вы обязательно станете успешным. По сути, образование может быть любым. Если человек умеет анализировать информацию и логично структурировать её, доносить свои знания, говорить о сложном просто и работать с текстом, то он сможет стать методистом. Неважно, культуролог он или физик.
Освоить нужные навыки на курсах
Мы говорим о прикладной профессии. Есть много онлайн-курсов и программ дополнительного образования, после которых можно сразу брать первые проекты или искать работу в штате.
Могу порекомендовать курс Академии iSpring, где преподаю вместе с коллегами из сферы EdTech, — «Методист онлайн-курсов». Это мастер-курс от экспертов корпоративного онлайн-обучения, который рассчитан на три месяца. Здесь вы на практике научитесь выстраивать методологию обучения, анализировать аудиторию курса, подбирать формат курса, проектировать учебные материалы с помощью современных технологий и измерять результаты обучения с помощью метрик.
Получить свой первый опыт работы
Если человек без педагогического образования хочет устроиться в школу или вуз, то может начать с центров дополнительного образования и пройти там курсы переподготовки. Но должность методиста получится занять только с опытом не менее двух лет. До этого можно поработать администратором или координатором внеклассной деятельности в школе или ассистентом преподавателя в вузе.
Если цель — работать в бизнесе или онлайн-школах, то лучше сразу идти в компанию, где есть отдел обучения и потребность обучать сотрудников онлайн. Конечно, без опыта получится занять только позицию джуна, но можно быстро вырасти до уверенного специалиста примерно за год. Другой путь — после курса «прогреть» своё портфолио на фрилансе: взять 2–3 проекта, получить опыт и прийти в компанию уже окрепшим на позицию мидла, или Pro, как говорят в iSpring.
Методист и методолог: в чём разница
На суть профессий методиста и методолога есть разные точки зрения.
Например, эксперт в сфере методологии Михаил Осипов считает, что методолог проектирует научные основы обучения: педагогические, психологические и частично нейробиологические. Он может изучать особенности коммуникации преподавателя и ученика в онлайн-среде, влияние мотивов человека на эффективность обучения или работу мозга. На основе своих наработок он даёт рекомендации методистам.
В отличие от него, методист отвечает за инструменты для обучения: как и на какой платформе организовать обучение, как оформить контент, чтобы не перегрузить память.
На вебинаре «Методист и методолог — научный взгляд на профессии» эксперт в методологии Михаил Осипов подробно разбирает отличия двух специальностей
Я смотрю на профессии методиста и методолога с точки зрения бизнеса. Это связано с тем, что я работаю в EdTech, а наши клиенты — это в основном компании, которые хотят выстроить своё обучение.
На мой взгляд, у компаний сейчас нет потребности иметь в штате и методолога, и методиста. Бизнесу нужен универсальный специалист, который знает принципы обучения взрослых, может понять запрос руководства, корректно сформулировать цели и довести работу до результата. По сути, неважно, как называется должность: методист, методолог или педагогический дизайнер. Главное, чтобы он помог компании сделать качественное обучение, в том числе с опорой на научный подход. Поэтому важно учиться и прокачивать свои компетенции.
В отличие от бизнеса, в онлайн-школах разделение между специальностями сохраняется. По моим наблюдениям, сейчас сложилось так, что методологи, которые сотрудничают с онлайн-школами, имеют дополнительный пул компетенций. Они не только проектируют курсы, но и занимаются упаковкой и выводом этих курсов как образовательного продукта на рынок. Например, проводят анализ конкурентов и формулируют ценность курса для клиентов. На создание учебного контента у них не остаётся времени — этим занимается методист.
Методист Создаёт материалы для эффективного обучения. | Методолог Выводит образовательный продукт на рынок и занимается продвижением. |
Обсуждает идею онлайн-курса с заказчиком | Обсуждает идею онлайн-курса с заказчиком |
Исследует целевую аудиторию курса внутри компании | Исследует целевую аудиторию курса на рынке |
Разрабатывает учебную программу | Анализирует конкурентов |
Создаёт образовательный контент | Формулирует ценностное предложение |
Помогает преподавателям выстроить методику | Разрабатывает учебную программу |
Улучшает образовательные процессы | Улучшает образовательные процессы |
Внедряет инновации в учебные материалы | Внедряет инновации в учебные материалы |
Фактически работа методолога включает не только обучение, но и маркетинг с элементами управления продуктом. Поэтому такие специалисты часто называют себя образовательными продуктологами.
Какие карьерные перспективы у методиста
По моим наблюдениям, компании всё чаще ищут экспертов по методологии. Пять лет назад было достаточно создавать просто красивые вовлекающие курсы. Сейчас бизнесу особенно важно, чтобы обучение было эффективным, а курсы помогали достигать целей, например сокращать срок адаптации сотрудников, повышать продажи. Поэтому профессия методиста онлайн-курсов переживает подъём.
По данным HeadHunter, средняя зарплата методиста с опытом от 1 до 3 лет — 100 тыс. рублей
Работа в штате
Можно работать в крупных корпорациях, таких как Сбер или «Газпром». Там, как правило, есть большие отделы обучения с направлениями внутри: разработка курсов, методическая работа или менеджмент образовательных проектов. В большой компании вы будете работать в команде с несколькими методистами и можете перенимать у них экспертизу в комфортном режиме — если что, старшие коллеги подстрахуют.
Работу можно найти и в среднем, и в малом бизнесе. Обычно в небольших компаниях за онлайн-обучение отвечает один человек — разработчик курсов и методист в одном лице. У вас будет широкий круг задач и много ответственности, но так вы сможете быстро набраться опыта и стать универсальным специалистом.
Фриланс
Вашими заказчиками будут компании, образовательные платформы, онлайн-школы и индивидуальные предприниматели, которые заинтересованы в качественном обучении. Вы сможете предлагать свои услуги по исследованию аудитории, аудиту курсов или созданию учебного контента.
Стоит учесть все плюсы и минусы фриланса: вам придётся самостоятельно искать заказчиков и продвигать свои услуги, но зато будет возможность регулировать свою рабочую нагрузку.
Рост в профессии
В больших компаниях можно расти по лестнице грейдов: от джуна до middle- и senior-специалиста, а затем стать тимлидом и управлять целой командой.
Возможен и горизонтальный рост. При желании можно приобрести компетенции продуктолога. В Академии iSpring мы обучаем этому на нашем курсе «Product owner в EdTech».
Частые вопросы о профессии методиста онлайн-курсов
Какой минимальный опыт нужен для начала работы?
Желательно провести от начала до конца хотя бы 2–3 проекта, чтобы получить практический опыт. На это уйдёт примерно полгода. Так вы поработаете с разными заказчиками и сможете их «пощупать»: с одним будет легко, а другой окажется трудным в общении. В идеале поработать ещё с несколькими экспертами: один может охотно делиться информацией, а другого придётся убеждать в важности разработки онлайн-курса.
Если проекты будут из разных сфер, это также усилит вашу экспертизу и поможет натренировать насмотренность. Например, работа над курсом по личной эффективности поможет прокачать навыки в создании лонгридов, а курс по продажам — составление диалоговых тренажёров.
Чем методист отличается от преподавателя?
Методист имеет глубокие знания в области андрагогики, психологии обучения. Он занимается разработкой учебных программ, методических материалов и рекомендаций для обучения, фокусируется на методах и подходах к обучению. Преподаватель же выступает больше как предметный эксперт. Он специализируется на одной области знаний и именно обучает студентов, проводит лекции и семинары.
Основная задача педагога — передать знания. А методиста — добиться максимального качества образовательного процесса в целом.
Как методист может влиять на качество образования в организации?
Методист разрабатывает эффективные учебные программы, которые отвечают целям бизнеса и запросу сотрудников. Для этого он брифует заказчика, собирает обратную связь от сотрудников, анализирует метрики обучения. С помощью этого он ищет источник трудностей или возможностей и делает обучение эффективнее.
Подытожу. Методистом может стать каждый, кто имеет тягу к обучению и желает открывать людям что-то новое. Это отличный шанс для быстрого старта в новом деле, поскольку профессия методиста онлайн-курсов набирает популярность и её можно быстро освоить. Главное, чтобы вам нравилось помогать людям получать новые знания, прокачивать навыки и быть продуктивнее в работе.
Пишет про онлайн-обучение и помогает экспертам из сферы образования делиться своим опытом.